Режиссерская версия: Александр Митта (часть первая)

Эксклюзив!
Режиссерская версия: Александр Митта (часть первая)

28 марта замечательному режиссёру Александру Наумовичу Митте исполняется 80 лет. Продолжая проект «Режиссёрская версия», мы пораспрашивали мастера обо всех его фильмах — коих за полвека творческой жизни набралось, конечно, немало. Результат — даже не интервью, а комментарии к полному собранию сочинений. Причём с бонусами — как и полагается «коллекционному изданию».

Сегодня — первые пять картин, этап «детско-подросткового» кино — которое, впрочем, было не таким уж и «детским».

1961 год: «Друг мой, Колька!..» (совместно с Алексеем Салтыковым)

«Когда мы кончали ВГИК, началась оттепель — и все студии вдруг захотели иметь дело с дебютантами. Перед этим лет десять не было никаких дебютов ни у кого, а тут одновременно на «Мосфильме» появилось четыре человека из нашей мастерской! Андрей Тарковский получил короткометражку «Каток и скрипка», Василий Шукшин получил короткометражку по своему сценарию «Из Лебяжьего сообщают»… А для того, чтобы получить полнометражный фильм, мы объединились с Лёшей Салтыковым — с которым предполагали и дальше работать вместе. И на двоих нам дали полнометражную картину, «Друг мой, Колька!..»

Кадр из фильма «Друг мой, Колька!..»

Работа давалась легко. Первая картина всегда делается легко — запас впечатлений большой, школа была нам знакома… И незаметным образом, как-то совершенно естественно, картина вышла на метафору. На школьном материале мы показали, как расправляется общество, государство с неугодными людьми. Там есть сцена исключения героя из пионеров — так её все воспринимали очень глубоко. Хотя мы так даже и не задумывали, для нас это был нормальный школьный материал.

Картина имела успех. Критики посчитали её лучшим фильмом года, на Лондонском фестивале нам дали какую-то премию, нас сразу же вдвоём приняли в Союз кинематографистов (а тогда с этим было довольно строго)... Короче говоря, мы вошли на студию — и стали работать дальше».

1962 год: «Без страха и упрёка»

«Это уже одиночное плавание, но это проходная картина. Просто вдвоём работать, конечно, неизмеримо проще, чем одному. Я это осознал, когда остался один. Мы с Салтыковым решили разойтись всего на одну картину — чтобы сделать по собственному фильму, а потом снова сойтись вместе. Но потом уже пошли совершенно в разные стороны… А у меня получилась незатейливая детская картина», весёлая комедия».

1965 год: «Звонят, откройте дверь»

«Я понял, что просто детских картин я делать не хочу. А хочу делать картины, где на материале детской, подростковой жизни говорятся какие-то серьёзные, жизненные вещи, что-то более глубокое. И упросил драматурга Александра Володина написать для меня сценарий. Это был его первый детский сценарий — да и вообще его первый сценарий в кино. И с этим сценарием — «Звонят, откройте дверь» — я, так сказать, дебютировал во второй раз. С уже более осознанным кинематографическим языком.

Там, конечно, в центре была Леночка Проклова, которая дебютировала в одиннадцать лет. Она была фантастически талантлива!.. На самом деле, мне надо было оставить тогда все свои планы — и сделать для неё хотя бы два-три фильма! Хотя она потом всё-таки сыграла у меня прекрасную роль в картине «Гори, гори, моя звезда»...

А ведь сперва мы даже решили дать объявление в газете. Я сказал: «Дайте объявление в «Московский комсомолец», ничего мельче нет». Тогда это была никем не уважаемая, мелкая газета. А умный ассистент мне сказал: «Александр Наумович, нашли меньше!». Я говорю: «Какая?» — «Пионерская правда!». И я подумал: «Всё, мы погибли! Мы погибли!». Со всего города сбежались, сошлись, съехались ребята!.. Их было тысяч десять, наверное, они кричали, орали перед «Мосфильмом»: «Возьмите меня, возьмите меня!». Уже ни о каком отборе и речи не шло — но хорошо, что к тому времени Леночка Проклова уже была нами найдена. Так что всё покатилось дальше.

Елена Проклова в фильме «Звонят, откройте дверь»

В этом фильме для меня было важно отработать свой кинематографический язык — и там это есть. Простые вещи всегда имеют какое-то зрелищное выражение. Там прекрасные слова и глубокий характер, заданные писателем, — но по режиссуре суть всегда выражает картинка, кадр. И вот этот визуальный язык делает так, чтобы историю рассказывало изображение. Это потом стало основой всего того, что я делал в других картинах.

Фильм сделан очень аккуратно. Он про что? Он про то, что по-настоящему суть времени выражает не тот человек, который находится в центре, говорит лозунги и что-то такое утверждает — то, что хозяева времени обычно говорят. Нет. По-настоящему эстафету времени передаёт другим тот человек, который живет своей жизнью, который стоит в стороне от всего. Там ведь девочка по заданию своего пионервожатого должна найти первого пионера — но никак этого первого пионера найти не может. И в итоге самую суть рассказывает ребятам человек, который никогда не был пионером (большая редкость по тем временам). Он не был комсомольцем, он не был коммунистом, он работает каким-то там трубачом где-то в оперетке, сидит внизу, в яме оркестровой… Но именно он поднял дух этой девочки — и рассказал нам о чём-то очень важном, о своём, о личном. И о времени.

С этой картиной был, наверное, связан самый большой на тот момент мой успех. Тогда в Венеции раздавали премии еще и за детские фильмы, так «Звонят, откройте дверь» получила по этому разделу Гран-при, «Золотого льва». Хотя, честно говоря, и «Друг мой, Колька!..», и «Звонят, откройте дверь» — это картины для взрослых. У детей они большого успеха не имели. У детей имели успех приключения. «Неуловимые мстители» — вот это детские картины. Дети хотели почувствовать себя взрослыми, сражаться, скакать на конях с шашкой, побеждать!.. Я и сам в детстве любил приключенческие картины больше, чем какие-то такие назидательные».

Бонус: Михаил Ромм, учитель
«Мы показывали ему все картины. У него хватало времени смотреть всё. Более того, я показывал ему все сценарии, пока он был жив. Хотя я не был в его объединении, я остался работать в объединении «Юность». Но тем не менее он всё это смотрел, всегда находил критические замечания, советовал что-то сделать по-другому.
Он очень, очень хороший был педагог, в моём понимании — абсолютно идеальный педагог. Его дом всегда был открыт для учеников, на столе всегда стояла большая кастрюля с борщом, мы приходили, обедали, ели, иногородние ребята занимали у него деньги (естественно, никто ничего не отдавал)... И было ощущение большой семьи. Я больше никогда не встречал такого. Говорят, в театральных студиях такое бывает, но вот и в кино у нас было подобное счастье».
1969 год: «Гори, гори, моя звезда»

«Самая лучшая моя картина. И написалась хорошо. Там была очень серьёзная личная тема. Я уже встал более крепко на ноги, мне захотелось работать с более серьёзными характерами. И я придумал такой характер современного художника, который как бы выражал мои проблемы. К этому времени я уже набрался опыта, получил много подзатыльников, научился, так сказать, лавировать и выживать. Это и было, собственно говоря, тогда профессией. Как крыса в лабиринте: бегаешь по этому лабиринту и глядишь, чтобы тебе хвостик не отгрызли. А я понял, что если и дальше буду так бегать, то не стану художником вообще.

А я мечтал быть художником. И это отдаётся где-то там, за спиной: похоже, таким художником, какого играл Олег Ефремов, я уже не буду — а вот то, что играл Табаков... Поиск, движение куда-то в неведомое, профессиональный риск и унижения, унижения, унижения, которые ты терпишь, которые ты испытываешь... И всё — в одном характере! Для этого нужен был роман — и совсем не мой опыт.

И пришла прекрасная идея (я даже помню, когда — утром на рассвете): разделить этот характер на три — и заставить эти характеры быть в конфликте, в дружбе, в любви. И всё покатилось сразу. Я написал хорошую историю, а потом еще упросил Юлия Дунского и Валерия Фрида её отполировать. Им нравился сценарий, они тщательно поработали и тоже внесли в фильм очень серьёзную лепту. И второго такого сценария у меня не будет никогда.

Кроме того, там была для меня важная тема — я к ней вернулся сейчас, через сорок пять лет. В образе этого героя я показал своего любимого художника — Марка Шагала. Тогда о нём даже упоминать было нельзя, потому что он нарисовал картину, где Ленин стоял на одной руке, кверху ногами, держал в руке флаг, а вокруг бушевала революция. Шагал был главным антисоветчиком. А я подумал: что было бы с ним, если бы он не уехал, а остался в России?.. Короткая слава и быстрая смерть. Вероятнее всего, так бы оно и было. И вот Олег Николаевич Ефремов сыграл, по-моему, совершенно прекрасно — и без единого слова. Едва ли, может быть, не лучшая роль, с которой я вообще когда-либо сталкивался.

Ну, конечно, кроме того, что играл Олег Табаков. По-моему, тоже — вершина. Там был совершенно удивительный актёрский ансамбль: Табаков, Ефремов, Евгений Павлович Леонов, который восхитительно сыграл трагикомедийную роль!.. И Володя Наумов, режиссёр, мой соратник и товарищ, первоклассно совершенно сыграл — тоже, по-моему, свою лучшую роль — белогвардейского офицера.

В общем, всё было удачно. Кино всё-таки — оно как футбол: еще должно и повезти. Там было везение. Плюс ко всему тому труду, который мы вложили в этот фильм, а работали мы с полной выкладкой».

1972 год: «Точка, точка, запятая…»

«Это я уходил на запасные позиции. Картина «Гори, гори, моя звезда» была очень плохо принята властями, её даже ненадолго запретили. Но потом Табаков отбил её, потому что у него было какое-то влияние, а я был совсем молодым — и ко мне чиновники относились с большим подозрением… И я решил: отойду-ка на какое-то время на заранее заготовленные позиции, а там придумаю, что делать. И снял «Точка, точка, запятая…» — это просто весёлая детская картина, нежная и трогательная, с прекрасной музыкой Геннадия Гладкова, с песнями на слова Юлия Кима. И там был хороший детский ансамбль, который я собрал практически из ничего.

Кадр из фильма «Точка, точка, запятая…»

Вообще, знаете, когда я работал с детьми, у меня была профессия не столько режиссёра, сколько папы Карло: дайте мне полено, а я из него выстругаю Буратино. Главное, чтоб полено было музыкальным. Тогда не было никаких «агентов по актёрам», никакого кастинга — мы сами ходили по школам и отбирали. Пройдёшь сорок школ — отберёшь сорок человек. С утра до ночи этим занимались, но я это с удовольствием делал».

Бонус: детское кино
«Я вообще изначально собирался работать в детском кино. Перед этим я работал в «Крокодиле», а потом сотрудничал с журналом «Весёлые картинки» — с первого дня его существования. Сочинял какие-то тексты, придумывал темки для рисунков, и моя мечта была — стать в этом журнале художником. Мне была близка детская тематика, у меня жена — известный художник детской книги (в те времена — даже самый известный), и вокруг всегда было очень много людей из этого, так сказать, детского мира. И художники, и поэты, и писатели — это всё была наша первая компания. Я с удовольствием работал с детьми. И даже «Гори, гори, моя звезда» — та моя картина, с которой я «перевалил» во взрослую тематику, — тоже планировалась как картина для детей и подростков. Замысел был — рассказать им по-настоящему, что значит для Художника быть в авангарде Искусства, что это такое, какую цену приходится платить за это художнику. Но в итоге фильм оказался «взрослым», и я решил, что уже повзрослел, могу теперь и взрослое кино снимать».
video

скачать видео

5263

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×