Между Шумахером и Ноланом: каким мог бы стать пятый «Бэтмен»

«Год первый» Фрэнка Миллера (2000 — 2002 гг.)

Как ни странно, но первым идею снять новый фильм о Бэтмене по мотивам знаменитого графического романа Фрэнк Миллер «Бэтмен: Год первый» подал Джоэл Шумахер. После шквала критики, обрушившейся на него после выхода четвертой части саги о похождениях крылатого мстителя, он в интервью журналу Variety извинился перед всеми зрителями, которых обидел своим фильмом и намекнул о намерении в качестве компенсации снять кино, которое бы удовлетворило даже самых хардкорных фанатов.

Предложение заинтересовало студию, но вот его разработкой занялся совсем другой человек — молодой и подающий надежды режиссер Даррен Аронофски, который на первой встрече с продюсерами полушутя-полувсерьез сказал, что взял бы Клинта Иствуда на роль Бэтмена, а сам фильм снял в Токио. Студийным чиновникам понравился такой подход, и в конце 1999 года Аронофски получил предложение заняться разработкой сценария. Еще одним важным фактором, сыгравшим в пользу Аронофски, стали его хорошие отношения с Фрэнком Миллером — они уже работали вместе над так и не состоявшейся киноадаптацией другого графического романа Миллера «Ронин».

Варианты Бэтмена для «Года первого»

Аронофски буквально бурлил идеями — сделать фильм как можно более реалистичным; не использовать декорации, а снимать только в настоящих трущобах; сделать драки похожими на настоящие и показать их последствия во всей красе. И, разумеется, рейтинг — молодой режиссер с самого начала нацеливал фильм на стопроцентный R.

В результате сотрудничества Миллера и Аронофски на свет появился 90-страничный сценарий, который радикально отличался от Бертоновско-Шумахеровского наследия и предполагал полное переосмысление всей франшизы. Сам Аронофски определял его как смесь «Французского связного», «Таксиста», «Жажды смерти», «Серпико» и, разумеется, самого «Бэтмена».

В этом сценарии совсем еще молодой Брюс Уэйн работает в автомастерской Малыша Эла — здорового темнокожего парня, чей отец когда-то нашел маленького Брюса возле трупов застреленных родителей и приютил его. Из-за пережитого шока Брюс практически ничего не помнит о родителях и о том, кто он — лишь сцена их смерти после похода на киносеанс «Зорро» периодически является ему в кошмарах. Однажды Малыш Эл приводит Брюса к себе в офис и отдает ему небольшую деревянную коробку, которую тот сжимал в руках, когда его нашли. Это единственное «наследство», доставшееся Брюсу от родителей.
Помимо кошмаров, Брюса буквально переполняет ненависть к погрязшему в разврате и коррупции обществу и к тем отбросам, с которыми ему приходится сталкиваться каждый день. Пока что он выражает эту ненависть в «письмах к отцу», которые в сценарии выполняют роль закадрового текста (очень напоминающего закадровый текст Роршаха из «Хранителей»).
Напротив автомастерской Малыша Эла находится бордель, где работает некая Селина Кайл — темнокожая проститутка, специализирующаяся на садо-мазо и прочих специфических «услугах». Однажды один из пьяных копов врывается к ней в комнату, требуя, чтобы она его бесплатно обслужила. Селина отказывается, тогда коп начинает избивать ее, и тут на помощь приходит Брюс. Очнувшись после драки, он видит, что Селина сбежала, а у копа перерезано горло. Прибывает полиция, и ему чудом удается спастись.
Параллельно с историей Брюса разворачивается другая сюжетная линия — история Джеймса Гордона, последнего честного полицейского в городе. Гордон женат, никогда не расстается с сигаретой, а еще всерьез подумывает о самоубийстве из-за его отчаянной неспособности хоть как-то побороть коррупцию, которая, словно раковая опухоль, глубоко поразило всё общество Готэма, включая правоохранительные органы. Но, узнав о том, что его жена ждет ребенка, Гордон решает повременить. Ситуация осложняется тем, что коллеги глубоко презирают не берущего взятки коллегу — начальство отказывается переводить его в другой участок, а другие копы во главе с детективом Флассом даже избивают Гордона, узнав, что он собирает материал против них.
Но однажды происходит следующий случай: сумасшедший, сбежавший из психушки в Аркхэме, берет в заложники мальчика на крыше дома. К месту происшествия стягивается полиция и пресса. Продажный комиссар Лоеб намеревается вызвать группу своего печально знаменитого спецназа, что почти наверняка означает кровавую баню и гибель заложника. Ослушавшись приказа, Гордон в одиночку заходит в здание, обезвреживает преступника и спасает ребенка. Пресса буквально устраивает овацию полицейскому, который, пользуясь случаем, объявляет в прямом эфире крестовый поход против преступности.
Брюс видит выступление Гордона по телевизору, и оно в буквальном смысле становится для него откровением. Он начинает свой собственный крестовый поход против криминального мира Готэма, начав с избиения сутенера Селины. Затем наступает черед мелких уличных бандитов. Брюс быстро учится на ошибках — после того как его чуть не убивают в баре для трансвеститов, он понимает, что надо изменить подход. Он отправляется в специализированный магазин, где покупает множество припасов (включая хоккейную маску в лучших традициях Джейсона Вурхиса, которая после небольшой модификации послужит частью его первого примитивного бэткостюма), и в библиотеку, где берет множество книг, начиная от изданий по баллистике и заканчивая поваренной книгой анархиста.
Кроме того, он, наконец, вскрывает коробочку с «наследием», где находит перстень с инициалами отца (буква T, вписанная в букву W). Брюс надевает перстень, и теперь, когда он бьет преступников, то на их лицах остается характерный шрам, который кто-то из них принимает за символ летучей мыши, о чем и рассказывает в интервью прессе. Так, сам того не желая, Брюс получает имя: теперь неизвестного мстителя в маске СМИ называют не иначе как «Бэтмен».
Тем временем, Гордон ведет свою борьбу с преступностью — он продолжает собирать материал против продажных коллег и вскоре обретает союзника в лице молодого и амбициозного помощника окружного прокурора Харви Дента, который, как и Гордон, известен своей неподкупностью. Дент становится единственный другом Гордона, которому он может полностью довериться.
Кроме того, Гордон пробует обратиться к мэру за помощью — но тот тоже замешан в коррупционных схемах и сообщает Лоебу, что Гордон все еще «копает» под него. Но известность в СМИ спасает неугомонного детектива — его убийство вызовет слишком большой шум даже по меркам Готэма. Потому начальство не находит ничего лучше, чем поручить ему дело Бэтмена, рассчитывая этим отвлечь его от расследования. Гордон нехотя берется за работу, но вскоре настолько втягивается в охоту за мстителем в маске (не имея никакого понятия, что сам же и вдохновляет его), что некоторое время даже подозревает Харви Дента в том, что он и есть Бэтмен.
Гордон отправляется в Аркхэм, чтобы составить психологический профиль подозреваемого (будь фильм снят, в этой сцене мы смогли бы наблюдать камео больного, подозрительного похожего на будущего Джокера), и начинает планировать поимку Бэтмена, при этом не забывая собирать компромат против коллег.
Между тем, Брюс переходит на новый уровень борьбы — теперь он сражается уже не с мелкой шпаной, а с крупными воротилами, вроде помешанного на пластических операциях наркоторговца Эстрады, которому он вкалывает сыворотку правды и оставляет до приезда полиции. Его боевые навыки и используемое снаряжение постепенно улучшаются — Брюс создает новый, более совершенный костюм и переоборудует старенький линкольн под свой первый бэтмобиль.
Действия Гордона и Бэтмена серьезно пугают комиссара Лоеба и мэра — продажные копы находят записи Гордона и выкрадывают их. Тем временем Брюс собирается на самое большое дело в своей недолгой карьере — налет на особняк, где соберутся все продажные чины Готэма. В этот же особняк попадает и Селина Кайл, которая переквалифицировалась из проститутки в грабительницу (впрочем, это не сильно сказывается на ее нарядах, куда вскоре добавляются знаменитые металлические когти). Селина случайно активирует сигнализацию и под градом пуль ей с Брюсом приходится бежать. Но зато в руки Брюса попадает весьма ценный улов — записи Гордона и другие документы, позволяющие вывести коррупционеров на чистую воду.
Брюс пытается сдать Селину полиции, но она убеждает его, что копа в борделе убил ее сутенер. Кроме того, она сразу узнаёт, кто скрывается под маской Бэтмена, так как, по ее словам, трудно забыть глаза единственного настоявшего мужчины, которого она встречала в своей жизни.
Брюс решает передать файлы о коррупции Гордону, но попадает в полицейскую засаду и прячется в заброшенном здании. Комиссар Лоеб не собирается давать ему шанс на спасение и, по его приказу, полицейский вертолет бомбит здание напалмом (невзирая на то, что оно является пристанищем для бездомных), а затем туда врывается спецназ, которому приказано не брать пленных.
Брюсу удается разобраться со спецназом и спастись. Гордон получает файлы, но об этом узнает Лоеб, который с четырьмя подручными врывается к нему домой и пытается взять жену детектива в заложники. Гордон прибывает как раз вовремя, чтобы сорвать похищение: начинается перестрелка, Гордон убивает троих копов, сам получает ранение, после чего на помощь приходит Бэтмен — он обезоруживает четвертого копа, метким броском ножа навеки ослепляет Лоеба, а затем вырезает на его щеке букву Z (как память о том фильме про Зорро, который он смотрел со своими родителями перед их убийством).
Против Лоеба и ряда крупных чинов выдвигаются обвинения, Селина Кайл продолжает зарабатывать на жизнь грабежами, а Брюс, наконец, вспоминает, кто он и «возвращается» в Готэм, вступая во владение родительской империей. Он вместе с Малышом Элом переезжает в особняк Уэйнов, где и осознает себя Бэтменом, сжигая все письма к отцу по причине того, что они ему больше не нужны.
Концепты для «Года первого»

Действие сценария Миллера достаточно сильно приближено к реальности — вместе с Брюсом Уэйном мы проходим через все трущобы, бордели и прочие злачные места Готэма, что создает непередаваемую атмосферу мрака и упадка, в которой орудует крылатый мститель. Количество шуток сведено к минимуму, персонажи постоянно матерятся, а драки тут не похожи на постановочные голливудские потасовки — ломаются конечности, выбиваются зубы, а лицо превращается в кровавое месиво. Нет никаких суперзлодеев, пытающихся разрушить город: враги Бэтмена — это бандиты, продажные копы и чиновники.

Что касается героев, то все основные персонажи «Первого года» производят впечатление «живых» людей из плоти и крови — и Гордон, который в первой же сцене сидит на унитазе, приставив пистолет к голове, и молодой Брюс, который пытается обрести себя и найти свое призвание в этом мире, и Селина, пытающаяся изменить жизнь к лучшему, и даже Дент, который, несмотря на то что у него всего пара сцен, производит впечатление верного напарника Гордона, на которого всегда можно положиться.

Конечно, скрипт не был идеален. Многим фанатам, вероятно, не понравились бы вольности, которые Миллер допустил по отношению к своему собственному первоисточнику. Сам сценарий на удивление короткий, линия с Селиной Кайл добавлена скорее из расчета на ее появление в сиквелах — ибо сюжет спокойно может обойтись и без ее персонажа. Главный герой в ряде мест кажется настоящим психопатом, по которому давно плачет сумасшедший дом. К тому же из сценария совершенно непонятно, как это Брюс пятнадцать лет проработал механиком и не был никем узнан — ибо на протяжении всего повествования нам дают три или четыре эпизода с выпусками новостей, где говорится о пятнадцатилетии со дня гибели семьи Уэйна и о безрезультатных поисках пропавшего наследника. Можно придраться и к тому, что чтения книг и драк с наркоманами вряд ли хватило бы герою, чтобы всего за два месяца приобрести опыт, позволяющий победить в рукопашной схватке отряд спецназа.

Но, несмотря на все это, данный скрипт мог открыть новую эру в постановке комиксов и еще тогда, за пять лет до фильма «Бэтмен: Начало», перезапустить франшизу в направлении, о котором многие и не смели подумать. К тому же, не стоит забывать, что предшественником «Года» был злополучный «Бэтмен и Робин» — на его фоне фильм наверняка бы произвел настоящий фурор. Даже спустя все эти годы, наследие Миллера выглядит вполне подходящим материалом для нового ребута франшизы.

Всё, что требовалось от студии, это проявить смелость и дать проекту зеленый свет. Увы, но в решающий момент ее как раз и не хватило. Уж слишком большие прибыли давала продажа сопутствующей Бэтмену продукции (только после выхода первого фильма Бертона продажи сувениров принесли свыше 700 миллионов долларов), и продюсеры просто не рискнули поставить взрослый хардкорный фильм, который бы перекрыл кислород такому щедрому источнику доходов.

Сам Аронофски в одном из интервью отметил, что не был удивлен, узнав о закрытии проекта, но, тем не менее, весьма благодарен студии, позволившей ему работать над таким отличным материалом.

страницы:
1
2
3
4
5
6
25285

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Константин Шелепов о фильме «Цензор»
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Мама!
Трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×