Великая блажь Пола Ньюмена

Великая блажь Пола Ньюмена

Как-то по-особенному представлять Пола Ньюмена не имеет смысла. Он — легенда. Великий актер, воплотивший на экране массу незабываемых характеров. Но не все знают Ньюмена с другой стороны — он был еще и блистательным режиссером.

Это довольно-таки распространенное «заболевание» среди актеров: многим из них рано или поздно надоедает подчиняться указке режиссера-постановщика и они сами стремятся занять его место. Свой фильм есть даже у Шварценеггера. Пола Ньюмена отличает от прочих тот факт, что его картины спустя годы можно смотреть даже без оглядки на автора. Это хорошее кино, сделанное хорошим человеком. То, что он был еще и известным артистом — лишь приятный бонус, ничего не дополняющий по существу.

Пол Ньюмен

Как режиссер Пол Ньюмен дебютировал в 1968 году психологической драмой «Рэйчел, Рэйчел». Это история учительницы, болезненно принимающей середину жизни. Ей 35, и она понимает: «Это последнее лето, которое идет по восходящей». Ее состояние можно было бы назвать привычным «кризисом среднего возраста», если бы не одно «но». За все свои годы она так ничего и не испытала: никуда не ездила, никого не любила, словно бы и не жила. Лучшая (и единственная) подруга укоряет ее: «Каждый раз, как мы едим мороженое, ты заказываешь только ванильное. Рэйчел, существует еще 30 сортов!» — но бесполезно. Любое желание изведать неизведанное Рэйчел тщательно запирает глубоко внутри. Ее словно бы сковывает место, в котором она провела всю свою жизнь: на первом этаже их дома отец некогда устроил похоронное бюро, функционирующее и поныне. Но еще более ее сковывает мать — нет, отнюдь не злостный тиран, но все-таки… Вечером в гости уже не пойдешь: мама играет в карты, гостям надо приготовить бутерброды.

В главной роли режиссер, как и полагается, задействовал свою жену — Джоанну Вудворд. Правильнее, впрочем, будет сказать, что это она задействовала мужа — ей первой понравился роман, она сама привлекла сценариста для адаптации. К тому времени у нее уже был «Оскар» за фильм «Три лица Евы», более того — именно Джоанна удостоилась чести быть самой первой обладательницей Звезды на голливудской Аллее Славы. Но как истинной актрисе, ей, разумеется, хотелось большего: играть. А играть, по большому счету, ей в ту пору было нечего — вот и приходилось самой искать себе ту роль, за которую не было бы стыдно. Но увы — когда таковая, наконец, была найдена, все студии отказались работать над таким «невыигрышным» (некоммерческим), с их точки зрения, материалом. И лишь тогда к делу подключился Пол, решившийся стать режиссером. Благодаря такому ходу картина состоялась.

Пол Ньюмен и Джоанна Вудворд (слева) на съемочной площадке фильма «Рэйчел, Рэйчел»

Как состоялся и творческий дуэт популярной семейной пары (впоследствии Ньюмен снял жену еще в четырех своих картинах). Дебютант оказался «актерским» режиссером. Он позволил максимально полно открыться не только исполнительнице заглавной роли, но и ее партнерам. Подобное уважение к актерскому перевоплощению сохранилось и в последующих работах режиссера. Ньюмен принадлежал к тому роду творцов, что полностью оставляют себя за кадром (если только сами не играют в фильме центральную роль), предоставляя актерам максимальную свободу и давая сюжету развиваться будто бы в совершенно естественных условиях.

Роль Рэйчел принесла Вудворд «Золотой глобус» и очередную «оскаровскую» номинацию, но здесь гораздо важнее то, какое признание выпало на долю ее супруга! Киноакадемия признала его дебют в числе пяти лучших картин года! И пусть сам фильм в итоге уступил мюзиклу «Оливер!», а Ньюмен даже не был выдвинут за режиссерскую работу (хотя тоже получил «Глобус») — всё равно, престижно. Ведь в то время мало кому из актеров удавалось добиться такого же успеха в режиссуре. Можно вспомнить разве что Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Лоуренса Оливье, Джина Келли… Ну и все, пожалуй. Да и после этого успеха Ньюмена понадобилось свыше десяти лет, прежде чем Роберт Рэдфорд и Уоррен Битти смогли с блеском доказать всеми миру — и академикам в том числе, — что «звезды» могут сиять не только на экране, но и по ту сторону камеры (об их режиссерских работах, кстати, тоже имеет смысл как-нибудь рассказать).

Пол Ньюмен и Джоанна Вудворд

Следующая совместная работа великой супружеской четы принесла Джоанне Вудворд заслуженный приз Каннского кинофестиваля. В фильме «Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки» актриса сыграла роль, ровно противоположную предыдущей: уже не подавляемую матерью дочь, а наоборот — мать, властвующую над дочерьми. Эта картина Ньюмена датирована 1972-м, но в каннском конкурсе участвовала годом позже. Основанная на пьесе Пулитцеровского лауреата Пола Зиндела, она рассказывает о слегка сумасбродной женщине, в одиночку воспитывающей двух дочерей. Она очень несчастна, и поневоле делает такими же несчастными и своих детей. А ведь когда-то, в юности – как вспоминают ее бывшие однокашники — она была веселой девчонкой, готовой рассмешить каждого. Куда все это пропало? Теперь от ее былой взбалмошности осталась только нервозность, которая усугубляется все сильнее проявляющимся пристрастием к алкоголю. Правда, она и сейчас порою может пуститься в пляс — но это скорее танец печали, нежели радости… «Мое сердце переполнено счастьем», — заучивает она одну-единственную фразу, которую собирается произнести в случае победы своей младшей дочери Матильды на школьном конкурсе. Именно что заучивает.

Между этими двумя картинами — в 1970-м году — была еще одна, вторая по счету для Ньюмена. Ее название требует отдельной сноски. В былые времена фильм был известен у нас как «Не уступай ни дюйма». Сейчас его можно найти под заголовком, дословно переводящим оригинальный: «Иногда великая идея». Но сам роман Кена Кизи, по которому и был снят этот фильм, издавался на русском под гораздо более благозвучной обложкой: «Порою блажь великая» или же «Порою нестерпимо хочется».

В центре повествования — семья лесорубов Стэмперов (Генри Фонда, Ли Ремик, сам Ньюмен и другие). Местный профсоюз настаивает на всеобщей забастовке: прекратить поставлять лес на завод. Стэмперы — единственные, кто отказываются бросить бензопилу. Работа — это все, что у них есть. Это их жизнь: вставать в 4:30 утра, завтракать, ехать к месту вырубки — и валить деревья до седьмого пота; выходной — воскресенье. Менять что-то, отказываться от контракта ради чужих (или общих?) интересов — с какой стати?! Житейская философия этой семьи воплощена на экране поистине грандиозно: тяжелый труд лесорубов воспет здесь с невероятной любовью и нежностью. Долгие, очень долгие планы, в которых не происходит ничего сверх того, чем занимаются целыми днями герои: а они пилят и рубят, пилят и рубят — и это показано с огромным вниманием к каждой детали процесса. В эти минуты фильм словно бы воспаряет вместе с персонажами над землей, ввысь, к верхушкам сосен. Не кино — поэзия!

Пол Ньюмен, Генри Фонда и Ричард Джекил в фильме «Иногда великая идея»

Что-то напоминает? Да. Таких фильмов в свое время было полно и в советский период нашей страны. Только вот этот — очень любопытное свидетельство, как мутирует одна и та же идея в разных «климатических» условиях. Ведь Стэмперы в данном случае — типичные представители американского индивидуализма. С каким презрением прогоняют они из своего дома работника профсоюза: «Чертов социалист!» — кричат ему вслед. И их позиция — это же настоящее штрейкбрехерство, это же подлинное предательство прогрессивного рабочего класса... Но то, что для нашей страны было позором, возмутительным «минусом», для Америки — почти подвиг, восхитительный «плюс». Частный бизнес — святое, и пошли все на фиг! Никакого «Мы», если это «мы» касается общества. «Мы» — это только семья. Где «Я» не в конце, а в начале! Мужчины в фильме стопроцентно убеждены в своей правоте, и они — отнюдь не антигерои (как было бы в советском варианте), а самые что ни на есть настоящие герои.

И поверх всего льется бодренькая музыка Генри Манчини. Бодренькая — несмотря на весь трагизм развернувшейся перед зрителем истории. Ведь против Стэмперов — не только весь городок, но и сама природа. Особенно запоминается эпизод, который следует причислить к самым трагичным, страшным эпизодам мирового кино. Бревно валится на стоящего в реке человека. Он жив, цел, ничего такого — только вот выбраться не может: придавило. Но неумолимо надвигается прилив, который, может, через полчаса, или через час, или даже через минуту накроет этого человека с головой… А ему не выбраться. Долгая, очень долгая сцена. Ричард Джэкел получил за нее номинацию на «Оскар».

Говорят, сам Ньюмен этот фильм не любил: он не собирался его снимать, и просто был вынужден встать за камеру, когда через пару недель съемок утвержденный режиссер покинул площадку из-за разногласий в группе. В это можно поверить: уж больно эта лента и по тематике, и по размаху расходится со всем, что снял Ньюмен до и после. И вместе с тем — все равно вышла очень значительная работа!

Странно, но доказав свой режиссерский талант, Пол Ньюмен на восемь лет оставил режиссерское кресло. Возможно, удовлетворился на тот момент и этим, а может, решил целиком сосредоточиться на работе в чужих фильмах: «Афера», «Буффало Билл и индейцы» и пр. Однако в 80-е он все-таки вернулся в режиссуру — чтобы снять еще три картины.

Пол Ньюмен на съемках фильма «Гарри и сын»

Очередной «Золотой глобус» — за лучшую телевизионную ленту «Шкатулка теней» (1980) — вновь доказал, что Ньюмен, как никто другой, умеет работать с литературным материалом: в основе картины опять лежала пьеса, выигравшая Пулитцеровскую премию. Но дальше оказалось, что Ньюмену и самому есть, что сказать людям. И работая над своим пятым фильмом «Гарри и сын» (1984), он впервые взял не готовый текст, а принял деятельное участие в написании сценария. Оно и понятно: история о непростых взаимоотношениях отца и сына близка, наверное, любому мужчине, приближающемуся к 60-летнему рубежу. Для Ньюмена эта тема была важна еще и потому, что его собственный сын погиб от наркотиков. Закрепляя свое личное отношение к этой истории, главную роль актер снова взял себе.

Его Гарри вынужден выйти на пенсию: что-то то ли с головой, то ли с глазами — в любом случае, на стройке это не позволительно. Принять подобное ему мучительно тяжело, а тут еще сын, который всё пишет чего-то, пишет — да без толку. Чем писать — пошел бы работать! Парадокс, считает он: «Я хочу работать — да не могу, а ты можешь — и не хочешь». Ведь это так важно — чтобы сын нашел свое место в жизни. А тот переживает, понимая: не соглашаясь тратить свое время на то, что не по сердцу, он тем самым сильно подводит отца.

К сожалению, на сей раз результат не порадовал. Впечатление такое, что режиссер, взявшись за сокровенное, взялся отчего-то не с того конца. И потерял присущую ему ранее бодрость и главное — легкость. Несмотря на простоту рассказанной истории, фильм получился грузным, длинным, затянутым — хотя и идет, вроде бы, столько же, сколько и прочие работы Ньюмена. А все старания молодого Робби Бэнсона, исполнившего роль сына, привели его не к успеху, а к номинации на «Золотую малину».

Тем не менее, картину следует помнить хотя бы за очень эффектную Эллен Баркин — в роли беременной подружки сына, или за появление в кадре еще относительно молодого Моргана Фримена.

Карен Аллен и Джон Малкович в фильме «Стеклянный зверинец»

Но уже в самом скором времени Пол Ньюмен стократно компенсировал неудачу, поставив свою, к сожалению, последнюю, зато, наверно, лучшую картину: «Стеклянный зверинец». С ней режиссер — в 1987 году — вновь участвовал в конкурсе Каннского фестиваля (пусть и остался без приза). Снялись здесь Джон Малкович и Карен Аллен, а главную роль блистательно, неподражаемо, изумительно исполнила, конечно же, Джоанна Вудворд. Она вновь сыграла мать, не находящую общего языка с детьми. Но в этот раз она не отторгает их, а совершенно напротив: своей чрезмерной опекой доводит уже взрослых сына и дочь до того, что каждый день они предпочитают сбегать из дома, лишь бы не находиться с ней, такой заботливой, под одной крышей… Но мы уже писали об этом замечательном фильме, рассказывая об экранизациях пьес Теннесси Уильямса, поэтому не будем повторяться в пересказе сюжета. Отметим лишь, что когда и режиссер, и актеры чувствуют, понимают свою историю и умеют ее проникновенно рассказать — не повышая голоса, не срываясь на крик, а просто и спокойно, так, как эта история того на самом деле заслуживает, — это всегда получается хорошо.

В финале фильма «Гарри и сын» герои сидят на берегу океана и утешают плачущего младенца: «Ничего, ничего... Это жизнь. Не плачь». Как просто, но в то же время емко. И как замечательно эта фраза подходит для финала любой картины Пола Ньюмена. Как режиссер он не гнался за «художествами» — его работы внешне просты, в них, как правило, отсутствуют эффектные ракурсы, динамичный монтаж. Их очень легко «обвинить» в театральности. Но это совсем не значит, что из Ньюмена получился «слабый постановщик, который не смог перебороть пьесу». Скорее, наоборот — как режиссер Ньюмен обрел свою силу в том, чтобы не мешать словам и чувствам вырваться наружу. Это тоже много: уметь слышать и понимать своих героев. И если в результате между ними и зрителем возникают невидимые нити, связывающие их на два часа действия и не отпускающие много позже — какая тогда разница, «киношный» этот фильм или нет. Главное, что он есть. И у Пола Ньюмена таких фильмов несколько.

Пол Ньюмен

9555

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×