Максим Марков

Максим Марков 15 уровень

Администратор, блогер 461

3 место в рейтинге | Накоплено баллов: 350977

Зарегистрирован: 9 лет
Город: Москва | Последний визит: 22.10.2018 14:44
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
запись в блоге

Максим Марков | Уроки «Петра Первого»: царь - хороший, бояре - плохие

24.01.2018 14:58

В связи с событиями вокруг "Смерти Сталина" подумалось: насколько же актуальным в свете происходящего кажется сегодня "Пётр Первый" 80-летней давности! В первую очередь он интересен, пожалуй, нынче тем, что наглядно демонстрирует: магистральная повестка дня нисколько не изменилась ни за ХХ век, ни за три прошедших с Петра столетия (во всяком случае, если верить Алексею Толстому – и автору романа, и сценаристу эпохальной картины). Это просто вечная тема: Россия в кольце врагов, Европа нас ненавидит и хочет разделить, потому что мы лучше всех и себе на уме.



При этом - образ царствующего героя: мудрый, но простой, жестокий, но чадолюбивый. Извиняется тут царь за то, "что я дурно делал, людей мучал", но мотивирует: "Широко было задумано, жалеть было некогда". "Отец Отечества" - лучше и не скажешь; и Сталин был таким (под него и писалось), и Путин ничуть не хуже.

Причём заметьте, общая черта: царь - хороший, а вот даже самые близкие его друзья-помощники - с червоточинкой: крадут, царя обманывают!.. С иными он, конечно, строг, но с главными своими любимцами ничего по доброте душевной сделать не может: сердцем прикипел, рука не поднимается! Пожурит их иногда - но и всё на этом, не так уж много, видать, и украли.

Ну а то, что кофе заставлял пить, бороды стриг да поражению российскому радовался - так это уже нюансы личности, милые, так сказать, штришки к портрету; чудаковат - но тем и прекрасен.


Очевидно ещё, что для Сталина в то же время необыкновенно важна была вторая серия, заметно отличающаяся от первой и по событиям, и по темпераменту. Она посвящена сыну царя, отщепенцу и предателю (Николай Черкасов), которому необходимо было вынести предельно строгий, но справедливый исторический приговор. Как это здесь решено: Пётр произносит пламенную обвинительную речь, но сам от суда отходит - не могу, мол, судить дитятко, вы судите. И каждый присутствующий, подумав, прилюдно высказывается и подписывает: "Смерти повинен". То есть, и не царь вовсе сына убил, а ЦК, облечённый властью коллектив - да и народ наверняка был не против. Да что там - "за" был народ, целиком и полностью, кто бы сомневался!.. Так в повестку тех лет - а это 1937-1938 годы - через кино был проведён регламент собраний по выявлению в массах "врагов народа": уж если царский сын оплошал, то и сосед твой наверняка может.

Но отдельная песня - линия царской жены Катерины; если вы думаете, что "Матильда" - предел лжепатриотичных мечтаний (а также гнусной лжи и порока), то глубоко ошибаетесь. "Пётр Первый" обобщает российскую историю так, что Учитель на его фоне выглядит жалким учеником.


Итак, Пётр приезжает на штурм некой крепости. Осада ведётся уже пару месяцев, но результатов пока никаких нет, так что требуются особые меры. "Ребята, в крепости вино и бабы!!!" - кричит Меншиков в блистательном исполнении Михаила Жарова, и желанный результат проявляется как никогда быстро. Взяв крепость, солдатики наслаждаются трофеями - скромно, но выпукло дан намёк на разнузданную оргию.

Завистливо проходящий мимо фельдмаршал Шереметев выделяет в толпе страждущее женское лицо: жаркую бабёнку алчно щупает известный нам уже солдат Федька. Позднее он будет бахвалиться мужикам, что эта Катька у него пред этим уже три дня под телегой пролежала - так что тут можно всякого нафантазировать, что там они делали.

Но Шереметев своей властью отбирает у Федьки заслуженно завоёванную бабу. Федька возмущён: мол, тебе-то зачем, ты ж с ней ничего уже и сделать не сможешь!.. Федьку за это отправляют на каторгу (а хвастаться он и вовсе будет уже на уральских заводах).

Как показано в фильме, Шереметев и правда взял трофейную Катю только лишь поглядеть: солдатской быстроты и решительности в его действиях нет, хотя иные источники подозревают, что что-то этакое там всё-таки было.


Однако в любом случае: заходит тут к фельдмаршалу Меншиков - и запал его глаз на пленённую, запал, как будто иных девиц вокруг нету!.. И вот Катерина уже в любовницах у него, подаёт утренний рассол после пьянки, ублажает поцелуями. Чувствуется, что всё у них уже более-менее хорошо, сладились парой.

И тут Катерина попадается на глаза Петру. У Петра, конечно же, других баб вокруг тоже нет, смотреть не на кого - вот и просит он друга отправить ему именно эту женщину свечку зажечь в комнатушке. Меншиков морально страдает, но делать нечего: царь приказал. Там дальше склейка, но можно подозревать, что было. Тем сильнее это можно подозревать, что когда Катерина царя будит, он радостно тянется к ней своей мощной харизмой, намекая на продолжение объятий. Но нет: тут как раз случается наводнение. Царь вследствие своего беспримерного геройства заболевает - и тут уже Катерина выхаживает его как первая женщина при дворе, заливаясь на его груди обильными – даже любвеобильными - слезами.


Потом она рожает ему наследника, в связи с чем заметно возрастает необходимость лишить жизни уже ненужного провокатора Алексея. Там, впрочем, всё потом не так просто будет, но тем не менее: именно потомки этой женщины и в прямом, и в переносном смыслах пониженного социального статуса правили впоследствии Россией-матушкой. Карьерная лестница, так сказать, налицо: от солдата к фельдмаршалу, от сподвижника в койку к царю.

Какая там "Матильда", ну что вы!.. Незыблемая советская классика, режиссёр Владимир Петров, в ролях - Алла Тарасова да Николай Симонов.

То есть, когда нас сегодня учат, как Родину любить, то забывают, к сожалению, уроки прошлого - разрываясь одновременно и перед царским наследием, и перед сталинским, не имея сил выбрать и обозначить свой собственный взгляд на имевшие место события. Историю, как известно, пишет тот, кто оплачивает гонорары, и "Пётр Первый" - лишнее тому (и не самое худшее) доказательство.

886

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Из жизни марионеток
Отрывок: мысли об убийстве
Из жизни марионеток
Отрывок: письмо про сон
Из жизни марионеток
Отрывок: убийство
Из жизни марионеток
Отрывок: пип-шоу
Из жизни марионеток
Отрывок: дефиле
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Из жизни марионеток
Отрывок: пип-шоу
0
0
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: дневник Марианны
0
Сцены из супружеской жизни
Отрывок: снова на полу
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Ни дня без Бергмана: «Форё - документ 1979» (1979)
Жители острова Форё рассказывают своему великому соседу о трудовых буднях; вторая серия запланированной трилогии.
Бумажные комиксы. «Бэтмен / Флэш» Тома Кинга и Джошуа Уильямсона: «Значок»
Принципиально важный для развития «Вселенной DC. Rebirth» рассказ - теперь и с магнитиком!
по комментариям
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 1: Увертюра, первый кадр
Сегодня мы начинаем публикацию уникального проекта: покадровый разбор фильма «Левиафан» режиссёром Андреем Звягинцевым
2
Ни дня без Бергмана: «Осенняя соната» (1978)
Ингмар Бергман, Ингрид Бергман и Лив Ульман пристально рассматривают вечную проблему взаимоотношений матери и дочери.
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×