Максим Марков

Максим Марков 15 уровень

Администратор, блогер 462

3 место в рейтинге | Накоплено баллов: 365127

Зарегистрирован: 9 лет 3 месяца 3 дня
Город: Москва | Последний визит: 22.01.2019 23:53
Добавить в друзья | Отправить личное сообщение
https://t.me/mumluk
друзья
комментарии
оценки
фильмы
привлеченные читатели
записи в блоге

Максим Марков | «Ника» без «Легенды» - премия без интриги

03.04.2014 16:31

Нынешняя «Ника» была абсолютно предсказуема – нет, пожалуй, ни одной номинации, где можно было бы ахнуть: «Ну надо же!». Но так бывает едва ли не каждый год: ситуации, когда в финале сталкиваются два гиганта, у нас крайне редки просто потому, что редки хорошие фильмы – и фаворит, как правило, очевиден ещё задолго до церемонии. Тем обиднее то, что как раз 2013-й год подарил нам сразу несколько первоклассных картин, соперничество которых могло бы – и должно было бы – составить интригу вечера. Речь в первую очередь о фильмах «Географ глобус пропил» и «Легенда №17»: соревнования не получилось, так как студия-производитель просто не стала выдвигать работу Николая Лебедева на соискание премии из принципиальных соображений.

Началось всё в далёком 1995-м году, когда Никита Михалков, обидевшись на то, что его «Урга» не завоевала на «Нике» главного приза, отказался выдвигать на премию свои «Утомлённые солнцем» - которые, несомненно, забрали бы в тот год все основные призы. Когда у тебя уже есть «Оскар», не нужна никакая «Ника» - эта коварная мысль навеки похоронила пусть даже и призрачную объективность национальной награды. В тот год победили «Увлеченья» Киры Муратовой – но понятно, что это был компромиссный вариант в отсутствии очевидного лидера. В последующие годы от соревнования по тем или иным причинам стали отказываться и другие режиссёры – что лишило «Нику» не столько ярких побед, сколько достойной конкуренции. На самом деле, не очень, наверное, приятно побеждать, когда ты знаешь, что твой главный соперник даже не смотрит в твою сторону.

Опасную «болезнь» подхватил в свою очередь и «Золотой орёл», когда уже идейные противники Михалкова отказались выдвигать свои фильмы на руководимую им премию. Ярчайшие примеры – такие крупные работы как «Жила-была одна баба» и «Фауст», которые победили на «Нике», но вовсе не были заявлены в конкурсе «Орла». «Виной» всему – привитая от американцев система предварительного выдвижения фильма на премию киностудиями. Бессмысленная в наших условиях: Голливуду такой отбор необходим с учётом объёма его ежегодной продукции, у нас же хороших фильмов по прежнему не так много, чтобы можно было без ущерба для себя «не заметить» достойного номинанта. Подобного нет, кстати, на «Белом слоне», но там проблема в другом: в специфических вкусах кинокритиков, к которым следует, конечно, прислушиваться, но которым нельзя доверять стопроцентно.

2014-й год в этом отношении вновь обострил ситуацию – на сей раз не в пользу «Ники». На «Золотом орле» участвовали и «Легенда №17», и «Географ глобус пропил». Закономерно победила первая – не только потому, что Михалков там продюсер, но и потому, что это действительно одна из лучших картин года, имеющая все права на победу. Но и «Географ» вовсе не остался без наград – забрав и актёрские призы, и режиссёрского «Орла». На «Нике» история почти повторилась – за тем исключением, что фильм Велединского выиграл ещё и Гран-При. Скорее всего, он выиграл бы и в том случае, если бы «Легенда №17» была бы номинирована: «Ника» исторически привечает именно авторский кинематограф – и даже при сложном выборе академики наверняка склонились бы в сторону педагогической драмы. Но беда именно в том, что этого выбора им и не предоставили. И фильм первенствовал фактически на пустом поле: «Сталинград» ещё мог бы стать лучшим по версии «Золотого орла», но на «Нике», это совершенно очевидно, у него были шансы только на «технические» награды.

Поэтому принципиальное отличие итогов «Ники» от итогов «Золотого орла» в этом году, как ни странно, состоит в том, что «Орёл» представил более объективную картину нынешнего кинодня – хотя именно «Золотой орёл» никогда ранее объективностью не отличался. Ведь если «Ника» традиционно отмечает весомые авторские высказывания действительно крупных художников, то на «Орле» зачастую действует правило «ближнего круга» - когда побеждают те, кто особо приближён к художественному руководству премией.

В идеале, конечно, нам нужна была бы такая премия, что была бы построена совершенно на иных принципах отбора – и не зависящая ни от студий, ни от дружбы продюсеров с оргкомитетом, ни от снобистских взглядов на кинематограф. Идеальная премия объективно отражала бы истинный расклад дел - но беда в том, что в российских реалиях это никак невозможно. Мы привыкли непременно дружить не только за, но и против кого-то – и поэтому возгласы «Этому фильму дали приз несправедливо» будут звучать то громче, то тише, но, наверное, всегда.

Однако и в нынешнем своём состоянии кинопремии непременно нужны – и в первую очередь «Ника», как первая и старейшая. С результатами можно порою спорить, но они – признак не только сегодняшнего дня, но и ориентир для будущих поколений. Спустя годы едва ли не весь коммерческий «поток» забудется, всех смоет – и останется только самое лучшее. Исключения, конечно, есть, но в принципе все главные картины последних 27 лет так или иначе отмечены «Никой» - либо номинацией, либо собственно призом.

Потому и жалко сегодня «Легенду №17» - из-за пагубных амбиций обиженных художников на страницах летописи отечественного кино в очередной раз образовалось белое пятно.

1085

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Джон Уик 3
Дублированный трейлер
Человек-Паук: Вдали от дома
Дублированный трейлер
Курск
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мы
Дублированный трейлер
4
Айка
Трейлер
1
Джон Уик 3
Дублированный трейлер
1
Курск
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Настоящие Гостбастеры покажут, как нужно охотиться
Сын создателя оригинальных «Охотников за приведениями» Джейсон Рейтман готовит возвращение настоящих героев франшизы.
Кино снимают: Ченнинг Татум и Эдгар Райт
Ченнинг Татум и Эдгар Райт планируют свои дебюты: Татум станет режиссером, а Райт поставит первый хоррор.
Толкин собственной персоной
Студия «Fox Searchlight Pictures» анонсировала официальную дату проката картины «Толкин».
«Оскар-2019»: все номинанты на премию Американской киноакадемии
В Лос-Анджелесе объявлены претенденты на премию Американской киноакадемии.
Рецензия на фильм «Две королевы»
Сирша Ронан и Марго Робби в исторической драме о борьбе за престол; много хуже, чем «Ещё одна из рода Болейн».
по комментариям
Рецензия на фильм «Т-34»
Режиссёр «Бригады» возвращается со стрелялкой про танк; отныне война для россиян - новогоднее блюдо.
7
Без Джека Воробья надежнее и экономнее
Студия «Disney» активно разрабатывает перезапуск «Пиратов Карибского моря» без Джека Воробья.
7
Съемки шестого Терминатора завершены
Месяц назад завершились основные съемки шестого «Терминатора», которые держались в строжайшей секретности.
6
Рецензия на фильм «Две королевы»
Сирша Ронан и Марго Робби в исторической драме о борьбе за престол; много хуже, чем «Ещё одна из рода Болейн».
6
Хоррор Спауна
Фильмы про супергероев переходят на новый уровень: от развлекательного экшн-аттракциона к леденящему кровь ужасу.
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×