Берлинский кинофестиваль 2012: Смерть и дева

Берлинский кинофестиваль 2012: Смерть и дева

Второй день Берлинского кинофестиваля уже стряхнул с себя гламур церемоний открытия и был насыщенным и рабочим. Жюри исправно ходило на конкурсные фильмы полным составом: мы вот дважды смотрели фильмы в компании Джилленхола, Генсбур, Корбайна, Фархади, Озона и остальных во главе с председателем Майком Ли. Первый показ — в 9 утра. Жюри сидит на специально отведенном — и отгороженном — ряду и пытается проснуться. Джейк Джилленхол как зайчик всем принес воды, а себе — кофейку. Шарлотта Генсбур копается в айфоне, Джек — в блэкберри: до и после сеанса. Твиттерят?

С утра давали картину «Сегодня» сенегало-француза Алена Гомиса. В главной роли — журналист, звезда поэтической и музыкальной сцены Нью-Йорка Сол Уильямс, из крупного засветившийся в «Планете Ка-Пэкс». Его герой Сатше внезапно понимает, что жить ему остался лишь один день. Сегодня. Такое бывает — иногда люди знают, когда Смерть придет за ними. По крайней мере, такова мысль режиссера, которую он с упоением художника исследует и разворачивает полтора часа. Сатше открывает глаза — он в доме родителей. Вот семья и родня прощаются с ним, вот вся улица провожает его в последний путь по друзьям и знакомым, по своей жизни. Девушки кидают трусики с балкона, каждый выносит подарок — кто курицу, кто два багета: чем богаты, как говорится. Далее Сатше проделывает путь по улицам Сенегала, видится с первой любовью, с друзьями молодости, с властями города — и все ведут себя с ним как со святым. Готовы пожалеть, всплакнуть, поддержать, обмыть после смерти. В финале герой приходит домой к жене и детям, закрывает глаза — и мы так и не знаем, умер он или же просто уснул.

Вот такие они, сенегальские путешественники за смертью

Гомис снял очень яркий, красочный фильм, полный прекрасных кадров, каждый из которых — в рамку. Его картина — экзистенциальное исследование темы пограничности бытия человека и очень сильно на любителя. Фильм абсурден, местами смешной, местами затянутый — но, тем не менее, ловит зрителя на крючок: банально хочется узнать, чем все это кончится. Умрет Сатше — и как — или же это какой-то обман? Ответа нет — вернее, у каждого он свой.

Вторая картина, которую жюри смотрело вместе с пресс-народом — «Возвращение домой» француза Фредерика Видо. Шарлотте Генсбург, как видим, везло на конкурсные показы: два фильма на родном языке. Фильм Видо рассказывает о девочке-подростке Гаэль, которую похититель Винсент продержал в подвале своего дома 8 лет. Затем он внезапно отпускает бедняжку, и она пытается адаптироваться в этом уже чужом для нее мире среди родителей и друзей, которые помнят ее лишь маленькой девочкой.

Жертва и ее похититель

Несмотря на предупреждающие титры, что все рассказанное в фильме — вымысел, и все совпадения с реальными людьми случайны, у истории есть прототип: австриячка Наташа Кампуш, которую в 1998 году похитили в 10-летнем возрасте. Похититель Вольфганг Приклопил продержал Наташу у себя 8 лет, а затем покончил с собой, что и стало освобождением для девушки. Однако Видо настаивает, что история Кампуш — лишь вдохновение для фильма, в котором исследуется степень человеческой свободы. Винсент держит Гаэль в подвале, но разрешает ей выходить из заточения, он завтракает с ней, читает, учит ее писать, общается — по сути, вся ее сознательная жизнь проходит с этим человеком. Поэтому когда героиня попадает на свободу и начинает жить без него — неизвестно, счастлива ли она на самом деле. Все вокруг для нее чужие, для всех она — девочка из плена. Единственное, что ей остается — снова бежать.

К сожалению, неплохая идея оказалась загублена слабой режиссурой. У преступника нет мотивов: так и неясно, для чего он похитил девочку и кто он, собственно, такой. Винсент ведет себя слишком хорошо со своей пленницей — по сути, собственностью. Он не бьет ее, не мучает, не подвергает сексуальному насилию — Видо настаивает, что намеренно завуалировал последний момент. Увы, совершенно зря: перед нами в результате — совершенно неправдоподобный герой, из-за него — и героиня. Актерам внезапно нечего играть: за драматичностью истории и событий скрывается пустота мотивов и поступков. Режиссер, правда, характеризует поведение Винсента как отцовское: он хотел кого-то вырастить, быть кому-то отцом. Поэтому он обещает не бить девочку, не насиловать и вообще не причинить вреда. Относительно Гаэль он комментирует, что речь в его картине не идет о стокгольмском синдроме, когда жертва влюбляется в своего похитителя. По словам Видо, его фильм — о семье и семейных узах. Довольно странный поворот, и разглядеть его в картине трудно. Но жюри честно пыталось, мы следили за ними. Кое-кто, правда, после просмотра мигом погрузился в телефон — но, мало ли, почта или важные смс-ки.

Команда фильма на фотоколле

Однако не жюри и не предыдущие картины стали хитами дня, а юный Томас Хорн из картины Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко». Фильм — экранизация книги Джонатана Сафрана Фоера о юном вундеркинде Оскаре Шелле, чей отец погиб 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке в одной из башен-близнецов. Спустя время Оскар находит в шкафу отца странную вазу, а в ней — ключ. Мальчик пытается найти разгадку таинственного ключа в уверенности, что это приведет его к информации об отце, встречается с огромным количеством людей — но вместо отца находит совершенно другого родственника.

Фильм производит довольно странное впечатление. Он качественно снят, в нем прекрасные актерские работы — Том Хэнкс, Сандра Буллок, Макс фон Сюдов и новичок Хорн. Но при этом есть ощущение, что ты не хочешь погружаться в эту историю. Оскар — довольно неприятный мальчик, и диагноз «аутизм» не спасает от этого впечатления. Согласно диагнозу он пытается восстановить равновесие, найти смысл — что это за ключ, как найти то, что он откроет — и ужасно циклится на этой задаче, буквально унижая собственную мать. В ходе событий внезапно понимаешь, что именно мама Оскара (еще одна удивительная работа Сандры Буллок) и есть настоящая героиня, которая все это время оберегала своего сына. В результате Оскар находит информацию об отце — но не там, где искал, и не ту, на которую надеялся. Однако именно она меняет всю его жизнь.

Оскар и старик охотятся за разгадкой

В фильме совершенно волшебный тандем «стар и млад» — Макс фон Сюдов, играющий немого старика, и Томас Хорн, ставший вредным жестоким Оскаром. Насколько Хорн неприятен в этой роли, настолько он очарователен в жизни. На пресс-конференции парень обаял всех за секунды: от волнения схватил наушник для перевода и принялся говорить в него, как в микрофон. «Эта роль стала ля меня персональным вызовом. Для меня она — первая главная роль в кино, и это ни с чем не сравнимый опыт. Я много дней провел, вникая в персонаж, и Стивен Долдри мне очень в этом помогал. Я благодарю его за это». Тут Томас поворачивается к фон Сюдову — зал уже рыдает от умиления: «С мистером фон Сюдовым было очень здорово работать. Я благодарю его за то, что он был рядом и так помогал мне!» Фон Сюдов смущено моргает, а Долдри шепчет парнишке, что у того в руках не тот микрофон. «Боже мой, почему я это взял, почему я в это говорю!» — Томас с ужасом бросает микрофон на стол и хватается за голову. Народ в экстазе топит мальца в овациях. Буквально через пять минут Томас снова «рвет» зал: Стивену Долдри плохо перевели вопрос немецкой журналистки, и Хорн пришел на помощь. «Я, кажется, понял, что она сказала!» — непосредственно закричал в микрофон мальчуган и принялся бойко переводить режиссеру под всеобщий хохот и овации. Они заслуженные: в 15 лет Томас знает четыре языка и уже выиграл 32 тыс. долларов в игре Kid Jeopardy. Фон Сюдов во всех интервью хвалит мальчика и то, как впечатлила его работа на площадке.

Томаса уже научили, что наушник надо слушать

Относительно самого Макса — в зале его также топили в любви шведские журналисты умоляли актера вернуться к ним назад из Парижа и выражали всяческую поддержку. Макс на это отвечал, то любит Швецию всей душой, называл шведский кинематограф прекрасной школой, но был тверд в решении: он уже профессиональный эмигрант. Что касается своего немого персонажа, актер отметил, что ему без разницы, играть говорящего человека или того, кто изъясняется жестами: люди есть люди. «Главное — я был очень тронут историей и сценарием, поэтому и согласился сниматься».

Юного Тома спросили, как ему работалось с такими величинами, как Том Хэнкс и Сандра Буллок. «Было очень весело. Мне вообще ужасно понравилось работать с ними, потому что я видел, как много и тяжело они работают — и, глядя на них, мне самому становилось как-то легче. Меня все очень поддерживали и помогали». Стивен Долдри тут взял на себя роль журналиста и поинтересовался: если эта роль для тома стала первой главной, то какая же была первая неглавная. «В школьной пьесе, — покраснел Том. — Я играл кузнечика». Словами на бумаге не передать все очарование этой сценки, поверьте.

Также том подытожил, что для него фильм — не о трагедии 11 сентября, а о семье и о том, что все события в итоге привели к возвращению дедушки Оскара домой. «Для меня это и есть конец истории», — подчеркнул юный вундеркинд. 5 апреля, когда фильм выходит в российский прокат, вы узнаете, прав он или нет.

Фото на прощание. Томаса поставили повыше

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×