Стеллан Скарсгард о девушках, драконах и Дэвиде Финчере

Стеллан Скарсгард о девушках, драконах и Дэвиде Финчере

2 января на наши экраны вышел фильм «Девушка с татуировкой дракона» — новая версия книги Стига Ларссона от Дэвид Финчер. Мир увидел картину чуть раньше, а журналисты так и вообще 13 декабря в Лондоне на мировой премьере. Там же они пообщались со всеми актерами фильма — в частности, со Стелланом Скарсгардом, который, бедняжка, кино еще не смотрел, книгу не читал, но был вынужден отвечать на вопросы. Так как ответы и рассуждения Стеллана содержат спойлеры, публикуем его общение с журналистами на пресс-джанкете только сейчас, чтобы не испортить вам впечатление от картины. Некоторые ответы просто напалмом, честно.

— Как вы думаете, этот фильм можно считать шведским по духу?
— Я не видел шведский фильм, а вот книга очень шведская. Она, конечно, не описывает шведов как таковых, но хорошо дает понять, что было самой обсуждаемой темой в стране на момент написания. В то время очень активно обсуждались нацистские группировки, потому что одна нацистская организация как раз совершила убийство. Не то, чтобы в Швеции полно нацистов, и это большая проблема, просто возникло много дискуссий на эту тему, а заодно говорили о мужском насилии над женщинами, человеческом трафике — и все это нашло отражение в книге. Особенно насчет насилия мужчин над женщинами: тогда лидер каждой партии в Швеции соревновался друг с другом в феминизме: «Я феминист! — Нет, я больший феминист! — Нет, я больший! — А я настоящий феминист! — А я самый феминистичный феминист!» В общем, книга отражает интеллектуальный климат Швеции тех времен гораздо больше, чем шведскую реальность. Ну и, конечно, Дэвид Финчер нашел в ней некоторую экзотику, которую и хотел найти — шведскую экзотику. Но вселенная фильма будет финчеровской. Это фильм Дэвида Финчера.

— Что вы имеете виду?
— Каждый хороший режиссер создает свою вселенную в фильме и зовет вас туда за собой.

— Я хочу уточнить конкретно про Финчера — что такое «вселенная Финчера»?
— Насчет этого фильма — пока не знаю, так как еще его не видел, но уверен, у него есть четкое видение картины. В каждом его фильме есть своя атмосфера, очень плотная и концентрированная, в которую так и хочется попасть.

— Как вы с Дэниелом Крэйгом снимались в этой сцене в подвале? Там ведь все так быстро происходит. И так интересно — Финчер пытается проникнуть в сознание преступника, серийного убийцы.
— В оригинальном фильме, мне кажется, эта тема не сильно раскрывалась. Но, конечно, если у тебя такой больной персонаж, то хочется увидеть, что происходит в его голове. Это очень трудно: мой герой — психопат, а это значит, что он мастер дурачить людей. Я имею в виду, что такие люди могут одурачить своих психиатров, убедить их в том, что они совершенно нормальные, очаровательные и заботливые граждане. И в начале фильма мне было легко играть героя, так как я мог делать все, что угодно — я же психопат. Насчет сцены в подвале — было тяжело, потому что не хотелось заканчивать так, как в телесериалах. То есть вот идет монолог перед тем, как ты хочешь убить героя, так что у того есть время, чтобы спастись, пока ты объясняешь, что в детстве подвергся насилию и все такое — и совершенно непонятно, зачем они всегда говорят все это. Для меня было проблемой найти правильную тональность, но Финчер решил, что Мартин обожает устраивать шоу, рисоваться, он высокомерен — и поэтому ведет себя таким образом. Пришлось исследовать и раскрывать персонаж, к которому нет сочувствия: он психопат, социопат, но в то же время его нужно сделать узнаваемым как человека. Хочется, чтобы зрители увидели в нем немножко от своего соседа. Мартин не сильно отличается от наших политиков или наших друзей, просто его мозг сыграл с ним злую шутку.

Стеллан и команда на лондонской премьере

— Вы сказали, что книга — результат коррупции в обществе и обсуждения неонацизма. В этом году как раз случилась большая трагедия, когда неонацист расстрелял людей на острове.
— Я бы не называл его неонацистом, ему поставили диагноз «шизофрения», и он исповедует христианство. Он назвал себя рыцарем, который освободит Европу от мусульман.

— Это случилось, когда вы еще снимали кино, или когда закончили?
— Не знаю, я вообще ничего не знаю о прошлых преступлениях. Эта история произошла в Норвегии, мы все еще продолжали снимать и заказывали локации для некоторых пересъемок. Не думаю, что наша работа и эта история как-то связаны. Этот человек — больной, и это — проблема нашего общества, когда больные люди могут подумать, что правы по какому-то вопросу. Все это из-за Интернета, где ты мгновенно можешь найти такого же безумца или такой же бредовый случай, и все это вдохновит тебя самого на подвиги.

— А что люди в Швеции думают насчет римейка? У них есть ощущение, что вот, американцы у нас воруют?
— Не думаю. Может, так себя чувствуют те, кто сделал оригинальный фильм, но уж явно не его продюсеры, потому что они — сопродюсеры нашего фильма. Но большинство шведов, думаю, гордятся тем, что Дэвид Финчер приехал в их маленькую страну снимать кино.

— Снимать римейк вообще было хорошей идеей?
— Надеюсь, я же не видел его еще, говорю вам. В противном случае мне надо прямо сейчас бежать домой. Но здорово видеть людей, которые хотят с тобой поговорить.

— А шведский фильм вы видели?
— Его видел. Но у нас — не совсем римейк шведского фильма, он основан не на его сценарии, а на книге. Так что это еще одна экранизация книги. «Сердце тьмы» Джозефа Конрада снималось много раз, например.

Стеллан со спутницей на лондонской премьере

— Как думаете, почему книга стала таким феноменом? У вас есть объяснения?
— Как я уже говорил, книгу я не читал, но моя жена прочла, и мы ее очень активно обсуждали. Прежде всего, как мне кажется, успех объясняется криминальной составляющей. К тому же там весьма необычный герой — молодая невинная женщина, которая подверглась сексуальному насилию и стала экстремально жестокой. Номи Рапасе сыграла этот персонаж прекрасно в первом фильме, а у нас вы увидите образ еще моложе и невиннее, который Руни Мара также сыграла фантастически. Мы, шведы, на пару с Исландией самые эмансипированные страны, но остальной мир далеко не такой. Нас не удивить тем, что женщина может быть сильной героиней, а в остальном мире это не совсем привычная картина.

— Если не ошибаюсь, единственная сцена у вас с Руни Мара в фильме, когда она держит в руках клюшку для гольфа. Что вы думаете о ней как об актрисе для этой роли, она справилась с Лисбет Саландер?
— Точно, там всего лишь одна сцена, когда она приходит в мой дом — и это было впервые, когда мы встретились на площадке. Я встречался с Руни частным порядком до этого, но когда она затем прошла мимо меня в образе Лисбет, я подумал: да, правильный выбор!

— У Финчера репутация режиссера, с которым трудно работать. Это миф?
— Лично мне с ним было прекрасно работать, но все зависит от того, какого типа актер. Мне вот с Дэвидом было легко и приятно, но тем, кто не любит свободу, достаточно некомфортно. Если ты дома репетируешь перед зеркалом, решаешь, что — о, круто, вот так все должно быть, то на площадке у тебя ничего не выйдет. Финчер скажет: круто, но сделай так 40 раз подряд. И ты не в силах повторять одно и то же 40 раз, ты устаешь, скучаешь, теряешь контроль — и становишься более реалистичным.

— Что, серьезно — вы делали 40 дублей?
— Ну, не всегда — но обычно да, мы частенько делали по 30-40 дублей.

Режиссер-злодей

— Вас это не выбивало из колеи?
— Иногда некоторых актеров такое ломает, а иногда такая ломка воспринимается как подготовка: мол, мы, актеры, так круты, что это все было частью нашего мастерства. Иногда нужно немного сломать себя и достичь дна, выжать все соки. Финчер проделывает это именно с такой целью, но иногда ему просто нужно добиться в каждом дубле немножко другого эффекта. Каждый раз ты играешь немножко иначе, меняется ритм, так что режиссеру и самому любопытно, что получится. Дэвид не ведет себя как одержимый, или же как домашний диктатор, заставляющий нас придумывать разные скетчи, зная при этом, как должна в точности выглядеть каждая сцена. Он совсем не такой. Я лично обожал делать эти 40 дублей. Снимаешь и снимаешь весь день, не присев. Мне нравится, когда на съемках не приходится сидеть.

— С постером фильма были большие проблемы из-за обнаженной женщины — что вы думаете об этом?
— Думаю, что постер крутой, а вы что скажете? Какие там проблемы-то?

Скандальный постер фильма

— Ну, мне он нравится, но он довольно противоречивый. Я лично не понимаю цели и намерения этого постера, так как он не совпадает со всем тем, что видишь в фильме, и с тем, что ты прочел в книге. То есть мне он понравился, но это ведь была просто провокация и ничего больше. Или там был какой-то бэкграунд?
— Не знаю, но если это и была провокация — то провокация от Финчера продюсеров Sony, он обожает это делать. В этом и кроется причина, почему он единственный режиссер в Голливуде, кто снимает независимое кино за 100 миллионов — он с первого дня постоянно сражается с продюсерами, большими студиями, которые думают, что контролируют его фильмы. Поэтому он может делать такие личные фильмы. Знаю, что было много разговоров вокруг постера и трейлера. Все большие боссы хотели продавать наш фильм так же, как продавался оригинал двухлетней давности. И продюсеры хотели подойти к нашей картине как к любому другому фильму. Дэвиду такой подход был неинтересен. Много людей переживало: ой, можем ли мы показывать сиськи? Но с кем там был случай, с Джанет Джексон? У нее грудь на шоу обнажилась, кажется? И все в мире прямо с ума сошли от этого казуса, словно никто раньше никогда не видел голой груди и вообще не кормился грудью.

— На мой взгляд, тут другой случай, потому что фильм в целом против насилия над женщинами, так почему же надо показывать полуобнаженную женщину?
— А почему нет? Она же красивая.

— Да, но смысл не в этом. Почему тогда не Дэниел Крэйг полуголый?
— Нет-нет, был один постер, на котором полуголым стоял как раз он!

— Мне кажется, в фильме вся противоречивость заключается в финале, где эксплуатируется женское тело.
— Да там нет столько тела, чтобы его эксплуатировать. Там же у нас не Джейн Мэнсон или кто-то в этом роде, ну, бросьте!

Стеллан и журналисты в Лондоне

— Но важно то, что это фильм для взрослых в то время, когда Голливуд, кажется, одержим идеей снимать фильмы для подростков, и Финчер ранее говорил как раз о том, как важно быть 18-летним. Вы сами чувствуете, что индустрия сфокусировалась на подростковом рынке, и что нам нужны уже фильмы на другие темы?
— Если вы назовете мне 5 фильмов за последние 10 лет с бюджетом 100 миллионов и рейтингом PG13, я вам буду должен ужин. Я начал сниматься в фильме под названием «Стеклянный дом», там очень интересный сценарий, полный странных сексуальных оттенков, и не знаешь, кто там плохой парень, сумасшедшая ли героиня и так далее. И вдруг внезапно студия говорит: нет, мы будем снимать фильм с рейтингом PG13 — это было как запустить чуму, натурально. Все, что было интересным в этом фильме, умерло.

— А вы разве не можете в этом случае сказать — мне фильм не интересен, я ухожу?
— Нет, но можно включить в контракт пункт о том, что сценарий должен быть переписан, рейтинг должен быть Х и так далее.

— Слушайте, зачем студии такое делают? Из-за денег?
— Ага, из-за них — не хотят потерять аудиторию 13-летних.

— Но сейчас-то как думаете — некая страница перевернута, и снова можно снимать кино для взрослых?
— Вроде перевернута, да, и если нам удалось это сделать хорошо, есть шанс, что мы снова скоро увидим фильмы для взрослых. Было бы здорово. В нынешних фильмах нет ничего плохого, я снялся в парочке для Marvel, они смешные, в них хорошие приключения — но снова увидеть фильмы для взрослых было бы фантастически.

— Каких персонажей вам сложнее играть — плохих, хороших, или еще каких-то?
— Мне не очень нравится такая градация. Даже плохого героя я стараюсь сделать человечным, насколько это возможно. Если играю хорошего парня, стараюсь найти в нем какие-то изъяны, чтобы он был похож на живого человека. Это деление на плохих и хороших очень расстраивает: в Америке все, даже президент Джордж Буш, думают, что вот есть хорошие парни, есть плохие — и уж мы-то точно хорошие. Это не очень умно, но это феноменальная культура, полностью американская. Отсюда идет все, вплоть до того, как долго можно целоваться и сколько груди показать. Прямо помутнение какое-то. Это пошло от религии, где ты должен четко определить, что есть зло, а что — добро, кто плохой, а кто хороший. И вот этим-то студии в Америке и занимаются еще с 30-х годов.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×