Игра в Высоцкого

Игра в Высоцкого

27 ноября в Петербурге состоялась премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Стало это, прямо скажем, сюрпризом: обычно проекты подобного уровня презентуют сначала в Москве. Но как объяснил один из продюсеров картины Николай Попов, «Высоцкого» решили сначала показать именно в Питере потому, что почти все актеры фильма — из города на Неве: Оксана Акиньшина, Иван Ургант, Дмитрий Астрахан и Максим Леонидов. Из «понаехавших» были сам Попов, Андрей Смоляков, режиссер Петр Буслов и Никита Высоцкий. То есть на премьере собрался почти весь главный состав фильма – не хватало Андрея Панина и Того, Чье Имя Нельзя Называть: несчастного актера, сыгравшего Владимира Семеновича. Его данные, как и фильм, держат в строжайшем секрете — о котором, что называется, весь Петербург болтает, «и все под страхом смертной казни».

Фильм рассказывает о нескольких днях из жизни Высоцкого летом 1979 года, когда он собирался лететь в Париж к Марине Влади, а вместо этого уехал на «левые» концерты в Бухару. К тому моменту Владимир Семенович — уже глубоко измотанный человек: больное сердце, наркотическая зависимость и вообще какой-то излом. На гастролях Высоцкому становится плохо, он переживает клиническую смерть, его откачивают, он возвращается в жизни. Это основная фабула картины, эпизод из жизни отца, который Никите Высоцкому рассказал Всеволод Абдулов буквально на 9-й день смерти друга. Именно он вместе с директором Высоцкого, личным врачом Федотовым и юной возлюбленной Оксаной Афанасьевой был тогда в Бухаре, когда все и случилось. Именно об этом Никита Высоцкий захотел снять кино, когда пять лет назад Константин Эрнст предложил ему сделать фильм об отце.

Смех в том, что вся нынешняя интрига картины — секрет полишинеля. Изначально продюсеры замыслили сериал, в режиссеры позвали Игоря Волошина, а на роль Высоцкого претендовали Владимир Вдовиченков, Владимир Машков и Сергей Безруков. Победил последний, причем, по концепции Волошина, он должен был носить лицо Высоцкого, сделанное по нескольким сотням фотографий и посмертной маске артиста. Волошин под кураторством Александа Митты и Никиты Высоцкого сам написал сценарий, в котором выставил артиста в довольно неприглядном — то есть правдивом, чего уж там — свете: в Бухаре тот кололся, маялся, метался душой и телом… в общем, все это смахивало на чернуху, и продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов испугались. Что именно произошло, знают лишь избранные, но Волошин взял самоотвод: как он сам объясняет, «что-то пошло не так». Судя по его словам, «не так» пошел грим Безрукова: на площадке сложнейшая маска на его лице выглядела вроде как живая, а в кадре был неживой человек, и все тут. Волошин ушел, но дело его осталось: продюсеры уже увлеклись мыслью о «настоящем Высоцком» в кадре, к тому же на технологии аля «Бенджамин Баттон» были потрачены немалые деньги. Поэтому было решено продолжать работу, но с другими людьми.

В режиссерское кресло садится Петр Буслов, который кардинально переписывает сценарий. Внезапно выясняется, что имя актера, играющего Высоцкого — страшная тайна. Буслов уверяет, что исполнитель главной роли вновь проходил пробы, и вроде бы непонятно: то ли Безруков заново пробовался, то ли взяли кого нового. Создатели тщательно прорабатывают детали того времени: восстанавливают кухню Высоцкого, находят «Мерседес» — почти такой же, на котором ездил Владимир Семенович, подбирают гардероб, предметы интерьера, оформление улиц — даже занавес в Доме культуры в Бухаре нашли тот самый, который висел в 1979 году. И вот за всем этим перфекционизмом в деталях и игрой в технологии было потеряно главное: собственно, Высоцкий и его история.

Увы, но проблема, которую описывал Волошин, осталась: на экране перед нами не Высоцкий — а неживая кукла. При этом к создателю маски Высокого Петру Горшенину нет никаких претензий: человек проделал колоссальную работу, и сходство лица кино-Высоцкого с оригиналом просто сатанинское. Но — в статике. «Играть» это лицо не может, как бы ни старалось скрывающееся под ним тело: маска — она и есть маска, и Высоцкий в кадре разве что отчаянно сигналит глазами, не в силах двинуть морщиной и мимикой. Впечатление жутковатое, и весь фильм невольно хочешь сдернуть эту маску с актерского лица. При этом объяснения создателей картины о желании сотворить эту маску и нежелании раскрывать имя актера — совершенно дикие: дескать, им не хотелось привлекать внимания зрителей к актеру и работе гримера. Вот уж чего-чего, а ЭТОГО им избежать не удалось. Более того, вопрос «кто сыграл Высоцкого» задают себе абсолютно все.

Смотрите сами фрагмент питерской пресс-конференции, на которой все старательно отказываются называть имя актера, а затем Никита Высоцкий дает шедевральное пояснение и обещает раскрыть это имя как-нибудь потом. Заранее извиняюсь за качество: тьма в зале, айфон и упырь-оператор по центру сделали свое дело.

Неживое лицо в кадре скрывает не только таланты артиста, но и фигуру Высоцкого как такового: его как личности попросту нет в картине. Тело с резиновым лицом ходит туда-сюда в кадре, говорит крылатые фразы, а вокруг него кипит какая-то своя жизнь. Как подметила в интервью «Афише» Оксана Акиньшина (Танюха, собирательный якобы образ любви), в результате получилось, что Высоцкий находится в тени всех — а снималось-то так, что все были в его тени. «Я не знаю, может быть, это как раз из-за сложного грима, — размышляет Оксана.— В каких-то сценах, например, кто-то играл хорошо, а Высоцкий из-за этой дурацкой маски не получался, и все это было немонтируемо вообще, и приходилось брать другие, для кого-то худшие сцены…» Более того, набрав сюжетов и эпизодов, авторы не осилили соединить их в связную историю, которая бы отвечала на простые вопросы: зачем все это? Что произошло? Чем все закончилось для героя? Что вы хотели нам рассказать? Цельной в картине осталась лишь история сотрудников КГБ, которые и так хотели прижать Высоцкого, а тут им подвернулся такой шанс подмять его за «левые» концерты. Герой Андрея Смолякова проходит весь путь развития персонажа: от скучающего полковника, жаждущего выслужиться, до человека с прорывом в сознании. С остальными людьми в картине не происходит ровным счетом ни-че-го — за исключением внешних подвигов в виде квеста «получи лекарство от Танюхи из Москвы и спаси Высоцкого». То есть это приключенческий фильм? Или нам хотели рассказать о Высоцком — трудоголике-наркомане? Или о суровых и скучных буднях «кровавой гэбни»? В Питере, опять же, журналисты не получили внятного ответа на вопросы «зачем» и «почему» — ну, кроме философских размышлений Максима Леонидова насчет Творца. Максим молодец, постарался — но беда в том, что никакого Творца в картине-то и нет.

Иван Ургант тоже всячески старался на пресс-конференции и выступал как в защиту аудитории, так и в защиту Анонима, который играл Высоцкого. Договорился до того, что играл с самим Высоцким. Иван, все это конечно, весело, но такой чести тебе все же не выпало.

Зато у Сергея Шакурова, сыгравшего в картине отца Высоцкого, был шанс поработать с Владимиром Семеновичем, о чем он нам и поведал — в контексте вопроса о том, третировало ли КГБ артиста или нет.

На самом деле важно не то, измывалось ли КГБ над Высоцким или нет, кто скрывается за персонажами фильма и была ли клиническая смерть на самом деле (есть версии, что Высоцкий перенес глубокий обморок). Никто не требовал от авторов стопроцентной правдоподобности. Важно то, что на выходе у создателей получился никакой не фильм о Высоцком и его темной стороне, а странный кубик Рубика в разобранном виде, трепыхающийся на каркасе желания Никиты Высоцкого рассказать о конкретном событии из папиной жизни. Как считает та же Акиньшина, это, скорее всего, сведение счетов с прошлым — в которое оказалась замешана вся страна. Получилось, по меньшей мере, странно. Судить о то, нравится ли вам игра в Высоцкого, или нет, вы сможете, начиная с 1 декабря.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×