Венецианский кинофестиваль: Фауст и киллер

Венецианский кинофестиваль: Фауст и киллер

Два потрясения пережил на днях Венецианский кинофестиваль: «Фауста» Александра Сокурова и «Киллера Джо*» Уильяма Фридкина. Оба фильма практически начинаются кадрами с гениталиями: Сокурова мужскими, у Фридкина — женскими. И оба рассказывают на свой манер историю того, как еще может пасть человек и где эта планка низости и предательства, ниже которой уже опуститься невозможно.

«Фауст» — четвертая часть тетралогии Сокурова о людях и власти, лжи, искушении, жадности и похоти. До этого режиссер снял «Молох», где рассматривал описанные грехи на примере Гитлера, затем был «Телец», рассказывающий о последних днях Ленина, и «Солнце» о японском императоре Хирохито. «Фауст» подводит итог размышлениям Сокурова о человеческой природе — неутешительный, разумеется. Главное, что нужно сразу уяснить: это не экранизация Гете, хотя Сокуров буквально с придыханием отзывается о писателе и считает его «Фауста» фундаментальным произведением для современной литературы. Это, скорее, творческое переосмысление истории Фауста и Мефистофеля, и Сокуров подчеркнул на пресс-конференции, что намеренно снимал не мифологизированных персонажей, а живых людей. Его Фауст копается в кишках и гениталиях, мечется по улицам, пьет в кабаках, завидует богачам и соблазняется невинной Маргаритой. Мефистофель же — не роскошный демон, а уродливый ростовщик без половых принадлежностей, зато с намеком на хвост. С самого начала на нас с экрана вываливаются человеческие внутренности, а затем Сокуров погружает зрителя в мрак и грязь той эпохи — и все на немецком, так как не мыслит «Фауста» на другом языке. В том мире царствуют жадность и похоть, в нем тесно и душно, и суетно — поэтому герои в постоянно тесноте, и вокруг царит хаос. Вообще «Фауст» — ожившая Кунсткамера: в фильме практически все уроды, и венчает эту толпу настоящий гомункул, появляющийся в какой-то момент из пробирки. Фильм снят в формате 4:3 в мрачных зеленоватых тонах с искривлением некоторых кадров. Он, разумеется, не для простого зрителя: это фестивальное кино чистой воды, от построения света до метафор и образов. Удивительно, что оператор фильма при этом — «оскаровский» Бруно Дельбоннель, снявший «Амели» и «Гарри Поттера и Принца-полукровку». Работа с Сокуровым — самое экстремальное, что могло быть в его творчестве, хотя дальше Бруно ждут бертоновские «Мрачные тени».

Фауст и Маргарита на лесной прогулке

Надо честно признать: вряд ли мы, простые зрители, оценим это кино — но поговаривают, что Даррену Аронофски, председателю жюри фестиваля, оно должно очень приглянуться. После пресс-просмотра публика устроила пятиминутную овацию, а на пресс-конференции журналисты едва ли не падали Сокурову в ноги. Маэстро, в свою очередь, назидательно сообщал, как ему хотелось бы, чтобы «кино было гуманитарным и, следуя за литературой, выполняло гуманитарную миссию». Что касается фильма, то Фауст для Сокурова воплощает все, что есть в судьбе других людей, а главный смысл картины прост: «Не стойте в очередь на продажу души, она уже никому не нужна, кроме вас. Души ужасно подешевели и обесценились, да и покупатель уже не тот». Бурные аплодисменты из зала.

Для фильма была проведена тщательная работа по отбору реквизита и натуры. Со всей Германии собирался антиквариат для воссоздания аутентичной атмосферы — и она удалась на сто процентов. Что касается места съемок, изначально хотели снимать в Италии и даже сговорились с Ватиканом, однако бюджет не позволил завершить сделку. К тому же, по словам Сокурова, Италия настолько прекрасная и совершенная страна, что для мрачного мира Гете не подходила. Поэтому остановились на Исландии: «Она произвела необъяснимое впечатление. Там ты чувствуешь конечность всех событий, словно остался один на земле и пытаешься выжить. Финальная сцена ильма снималась на месте того вулкана, парализовавшего в прошлом году всю Европу: его уже больше не существует, так что у нас, в каком-то смысле — исторические кадры».

Не менее тщательно искали и актеров на главные роли. На роль Фауста отсмотрели больше тысячи претендентов со всей Германии, Австрии и Скандинавии, но идеальным Сокурову показался лишь немец Йоханнес Цайлер, а в пару ему поставили петербургского актера Антона Адасинского в роли Мефистофеля. Обо всех артистах Сокуров отзывается с восхищением и мечтает снова поработать с ними. Они, честно говоря, и правда совершили подвиг.

Рассуждая о добре и зле, Сокуров заявил о том, что демоническое начало в «Фаусте» и вообще в подобных историях слишком преувеличено. «Сам Дьявол — падший ангел. И вот он противостоит Богу — это, что, разве серьезно? Как можно считать такую глупую силу серьезным противником? Обратите внимание, в начале романа у Гете Мефистофеля отправляют к Фаусту проверить, что же он такое. Это вовсе не борьба, а игра — проверка людей. Мы ведь до сих пор не знаем, насколько низко может пасть человек, и всегда удивляемся: как, вот этот убил? Вон тот развязал войну? Тот отдал в чужие руки смертельные разработки? Человек может быть все подлее и подлее, и где граница его падения — вот главная проблема фильма. Бесконечная способность человека предать, совершать одни и те же ошибки — самая страшная коллизия. Человек не слаб, он сильный по натуре – но он способен на слабость и на предательство. Моя тетралогия и говорит об этой способности».

Журналисты терзают Сокурова после пресски

Об этих же проблемах снял картину и Уильям Фридкин — в более привлекательной для нас с вами форме черного комедийного триллера. «Киллер Джо*» — история об алчности, похоти и предательстве, рассказанная бодро и с кровищей по стенам. Крис (Эмиль Хирш) — наркодилер, который запутался в жизни и задолжал братве 6 тыс. долларов. Приятель надоумил Криса убить собственную мать и получить ее страховку: 50 тыс. долларов. Мать давно бросила отца Криса и детей, так что вроде как ее и не жалко пустить в расход. Крис советуется с папой (Томас Хэйден Черч), его новой женой Шарла (Джина Гершон — и именно она сверкает передом в начале фильма) и сестрой Дотти (Джуно Темпл). План одобрен на семейном совете, и Крис нанимает Джо — даллаского детектива, подрабатывающего киллером (Мэтью МакКонахи — и это шок и претендент на мужскую роль фестиваля). Джо требует залог, семейство Криса бедно, как мышь, но выход найден: в залог отдают бедняжку Дотти. Далее события разворачиваются стремительно: Джо и Дотти по-настоящему влюбляются друг в друга, со страховкой не все так просто, Дотти не такая уж и бедняжка, а Шарла не так уж и проста, как нам показалось вначале. Звучит кошмарно — но зал рыдал от смеха и аплодировал в финале.

Эмилю Хиршу не повезло с лицом и киллером

«Киллер Джо» изначально является пьесой, которую Трейси Леттс написал в 1993 году, а сейчас переделал в сценарий специально для Фридкина, с которым работает второй раз. «Я вижу мир так же, как и Трейси, — говорит Фидкин на пресс-конференции. — У нас с ним одно и то же мрачное чувство юмора». Трейси кивает и поясняет, что хотел рассказать историю не занудно. «Лично мне нравятся персонажи. Они животные — как и все мы. Плюс, конечно, нам повезло, что мы с актерами видели историю одинаково».

Актерский состав, поясняет Фридкин — его главная удача. В основном речь идет о Макконахи, которого никак не ждешь увидеть в роли психопата-убийцы. «Смотришь на него и думаешь: как, это же парень из «Золото дураков»! — смеется Хирш, а Фридкин поясняет, что именно из-за имиджа Мэтью как хорошего парня он и взял его на роль: нужен был актер, который порвет зрителю шаблон. И Макконахи справляется с задачей блестяще: его Джо безумен в своей правоте. Он ходит в ковбойской шляпе и сапогах-«казаках», лупит людей банкой с консервами, ломает нос Джине Гершон и почти ни разу не улыбается своей фирменной улыбкой: наоборот, у него постоянно сведена челюсть. А уж финальная сцена с курицей (узнаете, о чем я, когда посмотрите) и вовсе отыграна им и Гершон на двести баллов! Надо отметить и Томаса Хэйдена Черча, который блистательно сыграл туповатого папашку. Для Эмиля Хирша эта работа также нечто новое в карьере, именно поэтому он и согласился на роль - и весело провел время, говорит.

Пресс-конференция по фильму была из тех редких событий, когда все ржут и придуриваются — в основном благодаря режиссеру. Фридкин постоянно хохмил, предлагал спеть песню, зачитал пафосный монолог о смысле фильма, подкалывал журналистов и вообще создавал непринужденную атмосферу. «Я, честно говоря, понятия не имею, о чем фильм. Я просто понимаю персонажей, они живые, смешные и представляют человеческую натуру. Для меня это — переменчивая история любви, я бы даже сказал, история современной Золушки. Она, бедняжка, ждет принца, а вместо него получает наемного киллера. И в жизни так всегда: верьте мне, я был женат четыре раза! Нечего смеяться, я горжусь этим! Я сам всегда искал Золушку, а находил наемную убийцу. Правда, не первую жену — это была Жанна Моро, она замечательная женщина».

Уильям Фридкин зачитывает поэму о фильме. Переводите уже сами, я пас...

О своей дальнейшее работе Фридкин говорит просто: «За пять лет я снял всего два фильма — мне присылают много сценариев, но все не нравится. Так что я лучше буду петь в Лас-Вегасе. Или поставлю оперу — обожаю ставить оперы, вот скоро поработаю с известным дирижером Дзубином Метой. Думаю, что вообще начну больше снимать видео». На вопрос о том, какие режиссеры на него повлияли, Фридкин ответил в той же волшебной манере: «Феллини, Антониони, Джемс Форд, Орсон Уэлс — их фильмы смотрю всегда. Если скажу, что Аронофски — великий режиссер, вы ведь решите, что я лижу ему яйца?» Зал уже зарыдал от смеха. Если серьезно — картина однозначно взбодрила журналистов а утреннем просмотре и навела на мысль, что в рейтинге фильмов и актерских работ могут быть серьезные изменения. Пока что лидируют «Резня», «Мартовские иды» и «Стыд» — но «Киллер Джо» отныне составляет им неслабую конкуренцию. Фильм пока что не куплен для российского проката, но мы убедительно просили это сделать всех прокатчиков, которых видели. Так что следим за изменениями в релизах!

Пресса рвет Фридкина и Хирша на части. Эмиль помахал нам ручкой!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
5
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×