«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 8: «Фаберже» и «восьмёрка»

Эксклюзив!
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 8: «Фаберже» и «восьмёрка»

Режиссёр Андрей Звягинцев раскрыл тайну появления «фаберже» и наглядно объяснил, что такое «восьмёрка».

Читать ранее: Глава седьмая: «Завтрак»
КАДР №37
кадр 37. Фаза 1

— Продолжая разговор о реквизите: вы отбирали книги?
— Выбор книг был.
— Но их же названия никто не увидит?
— Да, никто, но если вдруг мы в какой-то момент решим что-то снять в такой крупности, что в кадр может попасть какой-то корешок, то важно, чтобы это был не Мишель Фуко или Ницше какой-нибудь, а что-нибудь полегче.
— И что у вас там было?
— Что-то такое непритязательное. Какой-нибудь Борис Полевой. А может быть и бессменный завсегдатай всех без исключения книжных полок – Пушкин; учебники за шестой класс, математика, география или что-то вроде того. На столе набросана куча всяких газет и журналов для автолюбителей, поскольку Николай у нас машины починяет, авторемонтом занимается.

кадр 37. Фаза 2
кадр 37. Фаза 3
КАДР №38
кадр 38. Фаза 1

— Этого героя, Степаныча, вы тоже заявляете через спину…
— Но лицо-то его мы уже увидели, когда она только открыла дверь.
— Интересно, что основное наше внимание направлено на нового персонажа, но при этом мы видим ещё и эту пристройку, понимая, что и здесь есть какая-то жизнь.
— Да, мы видим пространство вне дома. Вот колёса валяются, доски накиданы, ещё какие-то вещи брошены – хозяйство Николая. Все эти элементы, конечно, не случайно попали в кадр: что-то специально добавляется, что-то, напротив, удаляется.

кадр 38. Фаза 2
КАДР №39
кадр 39

— Вот компьютер, видите, на столе лежит, лэптоп, о котором я уже говорил. Там вот кучка газет… Ещё валялась мелочь какая-то, рубли и копейки, но они не видны в кадре.

КАДР №40

— У вас в фильме очень много комнатных растений. У меня такое впечатление, что куда бы мы ни попали (за исключением дежурной части разве что, если забежать чуть вперёд), – везде цветы. Мне почему-то кажется это приметой советского времени, старого стиля…
— Ну почему «старого»?.. Есть люди, которые и сейчас любят растения в доме. К тому же «везде» – это в трёх только интерьерах: на этой веранде, у Анжелы (то есть, у местных обитателей) и в приёмной мэра. У мэра цветы уже были, мы не добавляли своих, а здесь такое решение – множество горшков с цветами – предложил Андрей Понкратов, и это показалось интересным, зелень как-то оттеняла нехитрую домашнюю утварь.

кадр 40

Правда, мы потом намучились с ними, потому что снимали ведь в течение двух с половиной месяцев. Их, конечно, постоянно поливали, но там же холод – и ближе к концу сентября, в октябре, они подмёрзли и стали потихонечку увядать. Нам пришлось даже некоторые увядшие в горшках цветы поменять на такие же свежие.

КАДР №41
кадр 41. Фаза 1

— Вы делали что-то с этим берегом?
— Нет, ничего, он такой и есть. Это и есть Териберка. Я, например, жил вон в том многоквартирном доме на втором этаже. А чуть левее у них клуб, где спустя год или полтора после съёмок показывали «Левиафан». Териберчане пришли посмотреть законченный фильм на экране, и один из зрителей после просмотра вспомнил: «В этом клубе мы в последний раз смотрели кино двадцать пять лет назад…»

кадр 42. Фаза 2

— Как вы одевали героев? Или это вопрос к художнику по костюмам?
— Конечно, этот вопрос к ней (Анна Бартули, художник по костюмам — ММ). Цветовое решение костюмов: холодные, темно-синие, голубые тона – у Вдовиченкова, и землистый тон, зелёный, бурый, коричневый – на Серебрякове. Николай – человек земли, а этот – столичный, залётный, прохладный. Всё это тоже решалось в эскизах.

КАДР №42
кадр 42
КАДР №43: Фаберже

— Папка была пустая – или в ней лежали какие-то бумаги?
— В папке были реальные документы. Саша Лозовский, упомянутый уже мною ассистент режиссёра по реквизиту, договорился со знакомым следователем – и тот выдал ему ненужные уже, невостребованные документы. Он сделал сканы – и у нас там лежат копии настоящих документов.

— Хотя мы их так и не увидим.
— Да, мы нигде их не увидим, но они должны были быть. Ассистент по реквизиту исходит из простой задачи: на площадке всё должно быть подлинным, если не оговорено специально и заранее иное. Другими словами, если для него составляет определённую трудность раздобыть что бы то ни было подлинное, он задаёт вопрос режиссёру: «Увидим мы этот предмет в подробностях или нет?» И если ответ: «Увидим», – то надо найти возможность раздобыть подлинное или его изготовить.

Потому что краем глаза в какой-то момент мы могли бы как-то зацепить эти документы… Например, когда в самом начале герои едут из гостиницы и встречают гаишника Пашу, Вдовиченков достаёт из портфеля эту папку и перелистывает бумаги. (Пока он не говорит, что привёз те самые «фаберже», просто перелистывает их). Но знать заранее, что из-за плеча мы не увидим этих бумаг – если не самих текстов, то хотя бы стандартных форм, – мы не могли. Потому там и были настоящие дела и даже фотографии, которые к ним прилагались: тела убитых и прочие ужасы…
— Я уж не спрашиваю, была ли там фотография Мадянова…
— Нет, Мадянова в папке не было.

кадр 43

— Здесь вы обновляете для русского языка понятие «фаберже», давая иному слову новый синоним, ставший, как мне кажется, теперь уже довольно устойчивым. Не могу не спросить: как это рождалось?
— Это новое значение я подслушал. Я сидел как-то в одной компании, где был человек, вхожий в высокие круги. В самые высокие. Вот в самые. И вот, рассказывая о компромате как о самом эффективном инструменте воздействия в их среде, он употребил это словцо: «Ну вот, дескать, фаберже». Один раз сказал, второй… И я уточнил: «Подождите, я правильно понимаю, «фаберже» – это?..» – «Ну, а как ещё можно понимать? Ну, конечно!» – «Это же невероятно изящно!..» – «Ещё бы!»
Среди прочего, он ещё подарил такой, знаете, вполне себе солёный вульгаризм: «И что мне теперь, прикажете, сосать у него прощения?!» – это тоже из их обихода. Из реальности их языка.
— Стало быть, Кремль про эти «фаберже» давно знает…
— Давно! Он сам их и придумал. Теперь вот и народ тоже в курсе…

КАДР №44

— Вот этот эпизод мы мучали жуть как долго. Именно этот эпизод – и вот этот кадр. Крупный план Вдовиченкова мы снимали, по-моему, двадцать шесть или двадцать восемь дублей подряд.

кадр 44

— И в чём была проблема?
— Не шла сцена. Это один из первых съёмочных дней серьёзной актёрской сцены Вдовиченкова, и Володя ещё не вошёл… Вы же помните, мы разбили машину в первый день?

— Да, вы говорили, что взорвались колёса на ужасной дороге, это ещё видно в фильме о фильме.
— Это было ударом для нас, и пока мы экстренно искали точно такую же, все эпизоды с машиной отошли в так называемый «буфер». И в эти первые десять дней мы в срочном порядке меняли план съёмок…

— И поэтому у Вдовиченкова не было времени подготовиться, «войти»?
— Не знаю, скорее, просто ищу какое-то объяснение... Но на самом деле так может быть с любым актёром, бывает – клинч. Не идёт сцена по какой-то причине – и всё тут. И ничего нельзя сделать. Это можно взять только дублем, дублем…

— Тут интересное операторское решение: крупный план Вдовиченкова – и при этом мы видим Лядову в зеркале.
— Для того чтобы видеть Лядову, нам пришлось это зеркало доворачивать – и доворачивать так, чтобы в него не попала ни съёмочная группа, ни камера. Но это действительно обогащает изображение, углубляет его, умножает количество объектов для восприятия.

КАДР №45
кадр 45. Фаза 1

— В монтаже, понятно, частить было неправильно. И поэтому мы долго держим камеру на Вдовиченкове. Так долго, что дальше было бы уже странно: ну что же это мы не видим Серебрякова?.. Склеившись на Серебрякова – тоже выдерживаем его максимально долго. Чтобы не частить с этой «восьмёркой», чтобы был неспешный, подробный взгляд на персонажа.

— Я всегда думал, что «восьмёрка» – это взгляд из-за плеча: мы видим говорящего и плечо его собеседника – а потом наоборот. Без плеча, значит, тоже «восьмёрка»?
— «Восьмёрка». Я объясню, что это такое. Смотрите: вот один персонаж, вот второй. Линия между ними – это ось взгляда. Вокруг оси взгляда ты мысленно описываешь восьмёрку – и для того, чтобы снимать корректно, камера эту ось взгляда не должна пересекать.

Рисунок Андрея Звягинцева

«Восьмёрка» – это технический термин для того, чтобы не перепутать сторону, где должна стоять камера, по какое плечо от актёра. А в кадре это плечо или нет, не имеет значения. Если камера стоит здесь (А) и смотрит сюда (Б), то на другого персонажа она может смотреть только отсюда (В) – но никак не отсюда (Г)! Потому что если она встанет сюда (Г), то пересечёт ось взгляда – и тогда взгляды персонажей не встретятся. Будет такое впечатление, что вы смотрите на меня, а я смотрю совсем в другую сторону.

Вот и вся «восьмёрка». Весь её принцип заключается в том, чтобы объяснить, что камера должна быть только по одну сторону оси. Если камера здесь (А), то ответная камера – здесь (В). И вопрос только в том, зацепится ли камера за ухо или за плечо оппонента. В этом, кстати, решение этой сцены: у нас был вопрос, цеплять ухо Серебрякова или нет? Пришли к тому, что нет: чистый портрет и никаких ушей.

«Восьмёрка» как инструмент монтажных решений – это азбучная истина, первый класс школы. Иногда её нарушают – что кажется мне невероятно странным. Ощущение, что люди школу пропустили элементарную. Хотя я сам знаю это не из школы, мне мой друг-вгиковец рассказал, когда я ещё в театральном институте учился: «А что такое, объясни, почему нельзя нарушать?» – «А потому…»

КАДР №46
кадр 46
КАДР №47

— «Лиль, плесни чайку, можно?» – это импровизация. Было понятно, что с этого ракурса сцена уже у нас есть. – «Ты мне доверяешь?» – «Доверяю». – «Ну и всё». И я вижу, что Вдовиченков из дубля в дубль сидит и после реплики Серебрякова: «Ну, хорошо, как скажешь, братуха», — ждёт его следующей реплики. Не то что бы «затаскали» момент, но я вижу, что нужно что-то ещё создать…
И я предложил ему: «Володь, давай так. «Если я сказал “после” – значит, после», – отложи папку и обратись к Лядовой, скажи: «Лиль, плесни чайку, пожалуйста, можно?». Лядова не знала этого, как и Серебряков. Но я был уверен, что она, конечно же, отреагирует, встанет и отойдёт к чайнику.

кадр 47

И мне такие вещи нравятся, потому что актёру иногда надо в этом смысле помочь: разбить сыгранный план. Когда он из дубля в дубль знает, что будет происходить дальше, внести вдруг незначительный слом в игру – в этом что-то есть. Высекается какая-то искра, которая поддерживает в зрителе огонь доверия к происходящему.

— У вас в «Елене» был гениальный тому пример, когда Лядова сымпровизировала: «Как будем дербанить хату?»
— Да-да, это было невероятно!..
А вот эти чашки, наливания, клацанья ложечек – звук, подтверждающий, что она пошла за чаем, – мы уже делали в шумовой студии.

КАДР №48: «Манипулируешь ты мной, младшой…»
кадр 48
КАДР №49: «Я младшим был в батальоне, двадцать лет назад…»
кадр 49
Читать далее: Глава девятая: «Вдоль трубы»

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Одаренные*
Трейлер
167
Планета Обезьян: Война
Дублированный трейлер №3
95
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
по комментариям
10
Бегущий по лезвию 2049
Дублированный трейлер
1
Оно
Трейлер с MTV Awards
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Харди в черном
Компания Sony Pictures нашла подход к Веному и заявила о том, что Том Харди сыграет противника Человека-паука.
851
Школа зомби
Саймон Пегг и Ник Фрост решили развивать любимый жанр без помощи Эдгара Райта.
581
Обитель еще зла
«Обитель зла» ждет перезапуск. Без Пола У. С. Андерсона и Миллы Йовович будет снято еще шесть фильмов
255
Ромеро не может жить без зомби
Джордж Ромеро готов снимать новые фильмы про зомби, и даже знает, о чем они будут, но не может найти для них финансирование
237
* просмотры за прошедшие сутки
по комментариям
Анг Ли возьмется за «Близнеца»
Джерри Брукхаймер нашел режиссера для долгостроя «Gemini man». Режиссерское кресло готовится занять Анг Ли.
19
Аватар, новые рубежи
Джеймс Кэмерон заявил. что четыре «Аватара» выйдут парами и история планеты Нави завершится через восемь лет
11
Хэллбой перерожденый
Петиции Гильермо дель Торо не принесли результата. Третий «Хэллбой» будет создаваться новой командой и без Рона Перлмана
8
Пираты украли «Пиратов»
Хакеры похитили с серверов Disney фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» и шантажируют студию
8
Новые проекты Джейсона Блума
Компания Blumhouse готовит экранизацию «Воспламеняющей взглядом», продолжение «Неуязвимого» и сериал по «Судной ночи»
6
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×