Проекция светлого будущего

Проекция светлого будущего

Российский кинобизнес затаил дыхание: похоже, что в ближайшее время могут отменить пошлины на ввоз цифровых кинопроекторов. В апреле это предложение Минэкономразвития может быть рассмотрено на заседании комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, возглавляемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Таможенная пошлина на цифровые проекторы составляет 15%. Стоимость одного такого агрегата в зависимости от мощности и комплектации составляет €70-100 тыс. То есть, при открытии каждого нового зала кинотеатры смогут экономить по 10-15 тысяч евро.

Если не считать разных других сложностей, с которыми сталкивается кинотеатральный бизнес, эта пошлина — один из основных факторов, сдерживающих развитие отечественного кинопоказа.

Кинопленочные аппараты стоят около €20 тысяч, они установлены в подавляющем большинстве кинотеатров, которые пока не очень нуждаются в том, чтобы заменять эти проекторы на цифровые, которые обходятся в 4-5 раз дороже. С обычным кино справляется и пленка, а для достаточного количества 3D-сеансов хватает и уже имеющихся цифровых машин. Цифра нужна не кинотеатрам — она нужна прокатчикам и продюсерам: такая кинокопия стоит в десять раз дешевле, чем пленочная, физически почти не занимает места (фактически, это просто жесткий диск, тогда как пленочная копия — это ящик массой несколько десятков килограмм и стоимостью больше $1000), цифровые копии проще производить и дешевле доставлять. Цифровой кинопоказ снижает затраты на выпуск фильма в прокат.

Даже самые округленные расчеты выглядят впечатляюще. К примеру, мы хотим выпустить релиз на 500 копиях. Если речь идет о пленочных копиях — нужно минимум полмиллиона долларов. И в десять раз меньше, если о цифре. Разница — $450 тысяч. Учитывая, что 50% валового сбора остается в кинотеатрах, получается, что миллион долларов фильм должен собрать только для того, чтобы отбить затраты на печать копий. Если же все они будут цифровыми, для окупаемости самого релиза потребуется уже не миллион, а только 100 тысяч. При этом качество цифровой проекции выше, чем пленочной, а копии не изнашиваются (пленочная копия после нескольких сотен сеансов покрывается грязью и царапинами и отправляется на утилизацию).

Дистрибьюторы понимают, что цифровой показ нужен именно им — речь об экономии огромных сумм, о снижении рисков. Поэтому самые богатые и сильные, такие, как «Централ Партнершип», сами дотируют кинотеатры по примеру западных коллег, поощряя установку цифровых проекторов и демонстрацию цифровых копий. Тем же самым с радостью занимались бы дистрибьюторы артхауса, но у них нет денег. Российская публика не сильно активна по части просмотра арт-фильмов в кинотеатрах, поэтому картины, идущие в ограниченном прокате, чаще прочих теряют на печати копий. А если в мультиплексе есть несколько цифровых проекторов и несколько пленочных, то цифра, естественно, отдается под блокбастеры и 3D, а дистрибьюторам помельче приходится рисковать и тратиться на пленочные копии, что вполне логично с точки зрения кинотеатра — если уж он потратился на цифровой проектор, то его надо окупить, сделать это можно, только заполнив зал, который лучше всего заполняется на зрелищном кино.

В общем, рыночных мер для исправления ситуации недостаточно — нужна помощь государства. И оно, похоже, не против эту помощь оказать.

Встает вопрос: не произойдет ли так, что если даже все существующие залы будут модернизированы, а новые сразу будут цифровыми, там будут идти одни только стереофильмы и зарубежная анимация, а российские картины и «другое кино» останутся за бортом? Не произойдет. Во-первых, у зрителей все-таки разный вкус — кто-то хочет посмотреть комедию, кто-то драму, кто-то — еще что-то, и мультиплекс именно для того и сделан, чтобы удовлетворить разные вкусовые предпочтения. Если в магазине какой-нибудь сорт сыра продается лучше других, магазин ведь не прекращает продажи остальных сортов. Тот же перекос в сторону блокбастеров, который мы наблюдаем в кинотеатрах, связан как раз с нехваткой залов. А вот чтобы их число увеличить, предложенные меры могут быть очень кстати.

Вырастет число залов, заменится пленка на цифру — откроются новые возможности для всех. Почему так сильна киноиндустрия в США, во Франции? Именно потому, что число экранов на душу населения в этих странах намного выше, чем в России.

Впрочем, есть еще один рецепт по повышению посещаемости кинотеатров, на который никто из игроков рынка у нас до сих пор не решился, а стоило бы попробовать. Это ощутимое снижение стоимости билетов. 200-300 рублей уже становится привычным делом, цены не отличаются от мировых, а то и выше, а вот доходы населения все еще значительно ниже. Своеобразный имущественный ценз для зрителей — это еще одно препятствие на пути развивающейся киноиндустрии. Впрочем, есть вероятность, что снижение однажды может случиться — когда рынок кинопоказа станет насыщен в масштабах страны, и уже не дистрибьюторы будут бороться за кинотеатры, как это чаще всего происходит сейчас, а кинотеатры — за зрителя.

Об авторе:

Владислав Пастернак — основатель киностудии HHG (Санкт-Петербург). Проходил обучение по специальности «художник-аниматор» киношколе «Кадр» при «Ленфильме», «медиадизайнер» в университете культуры и искусств. В Санкт-Петербургском университете кино и ТВ изучал профессию продюсера в мастерской Сергея Сельянова. На IV курсе стал стипендиатом Гильдии продюсеров РФ. Некоторое время работал в рекламном отделе киноцентра «Мираж Синема», проходил практику в кинопрокатной группе «Наше Кино», а первый опыт работы на съемочной площадке приобрел на телесериале «Улицы разбитых фонарей».

На этапе обучения работал кинообозревателем, телеоператором, менеджером по рекламе, в свободное время снимая любительские фильмы. В мае 2009 года по приглашению Министерства культуры представил свой полнометражный проект «Высокие чувства/Прекрасное далеко» на кинорынке Каннского фестиваля.
10741

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Гоголь. Вий
Трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Гоголь. Вий
Трейлер
1
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×