КаРАОке в законе

КаРАОке в законе

Опять оштрафован какой-то кинотеатр. Не из-за пьяного механика. Не за плохой звук в зале. Не за сломанные сиденья. Не за прогорклый попкорн. Не за грязь на полу. А за то, что композиторам не платит. Которым надо платить каждый раз, когда их произведение исполняется публично. Даже если это — звучащий за кадром саундтрек, являющийся неотъемлемой частью кинофильма. Это маразм, но таковы законы.

Газеты и разные путеводители любят перечислять нелепые законы, до сих пор существующие в мире. Например, есть места, где жильцам запрещено кусать домовладельцев, зато полицейский имеет право укусить собаку, чтобы та перестала тявкать. За взрыв ядерной бомбы в пределах Чикаго – штраф $500 (держите наготове). Смешно? Когда бы не так грустно. Нет ничего более глупого, чем обязывать платить за музыку в фильме как за самостоятельное произведение – и, тем не менее, это дичайшая головная боль, с которой приходится иметь дело всем, кто завязан на кинопрокате.

Суть в следующем (коротко, подробности желающий отыщет): каждый кинотеатр принужден отстегивать композиторам определенный процент за то, что при демонстрации фильма в зале звучала музыка (см. врез).

Вот что прописано в Гражданском кодексе (четвертая часть, глава 70 — «Авторское право», статья 1263 — «Аудиовизуальное произведение»).

«1. …Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения…

…5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.»

То есть, закон гласит: права — у всех, но деньги получает почему-то только композитор. Таким образом, Российское авторское общество (РАО), взыскивающее с кинотеатров по 3% (!!!) от общих сборов в пользу композиторов, действует на вполне законных основаниях. Давно ведутся переговоры о снижении ставки – например, до 0,3% — но РАО своего отдавать не намерено: на 1,5% композиторы, быть может, еще и согласятся, но никак не меньше. Представьте, сколько денег уходит таким образом из индустрии! А вот почему ничего не получают режиссеры и сценаристы (а также все остальные), это, что называется, уже другой вопрос. Об их праве на вознаграждение в ГК РФ ничего не сказано и никто о них, бедняжках, не позаботится. А РАО так яростно радеет за права немногочисленных композиторов просто оттого, что основной навар с тех лежит, разумеется, несколько в иной области, кинотеатры — всего лишь вкусный довесок, для полноты накоплений.

Нет никаких приличных слов, чтобы выразить всю степень… идиотизма этого положения. Только вдумайтесь: оказывается, мы покупаем билет в кино (в кино!), чтобы послушать музыку! Кинотеатр, таким образом, приравнен к филармонии, где люди смиренно сидят, сложив руки на коленях, и слушают, как на сцене играет оркестр. В идеале — если еще и с закрытыми глазами. «Я вчера в кино ходил» — «Что слушал?» — «Замечательную вещь. Сюита в до-миноре в исполнении саксофона и флейты» — «Балдежно». Ага. Балдежно.

Что вообще такое музыка в кино? Безусловно, элемент очень значимый. Особенно в деле регулирования настроения, создания атмосферы. Одна хорошая мелодия может спасти всю плохую картину. Даже если она прозвучит только в начале и в конце, на титрах, но при этом зацепит, зрителю этого будет вполне достаточно, чтобы изменить свое мнение о фильме. Но — и это самое главное «но» в этом вопросе! — никто не приходит в кино послушать музыку. Потому что, какая бы пленительная она ни была, она — всего лишь музыкальное сопровождение запечатленного на пленку сюжета, разыгрываемого актерами по режиссерским указаниям. Со-про-вож-де-ние. И никак не больше. Хотя, разумеется, никак и не меньше! И, несомненно, композиторы заслуживают приличествующего их труду и таланту материального поощрения — которое они и получают, надо полагать, в виде гонорара непосредственно от создателей картины. Так какое же право они имеют требовать что-то еще от сторонних кинотеатров, вина которых состоит только в том, что они взялись демонстрировать фильм с, простите, музыкой?!

Кинотеатр работает с прокатчиком, заключая договор на целую картину (а не на какие-то отдельные ее части) и разделяя впоследствии доход в оговоренной пропорции. Если бы таковое было возможно, кинотеатры с удовольствием, наверное — лишь бы избежать юридических проволочек — стали бы брать фильмы и без музыки. Щелк тумблера, и… мюзикл «Чикаго» превращается в разговорную драму. Красота! Но мы, зрители — мы готовы смотреть такое кино?

С другой стороны, если говорить о цивилизованном обществе, в котором соблюдаются авторские права и каждый получает согласно заслугам, это хорошо, конечно, что композиторы так дружно всех поставили на колени. Но простите, тогда почему только они одни? Та же статья в Гражданском кодексе закрепляет авторские права и за другими создателями фильма — только почему же без вознаграждения?! Ведь как бы это было правильно, как было бы замечательно! Сколько прекрасных людей, создававших Славу Нашего Кино в лучшие его годы, выйдя на пенсию, остались за чертой ужасающей нищеты. Не только актеры — работники любого киноцеха. А ведь фильмы, над которыми они трудились, шли по всей многомиллионной стране, теперь раз за разом повторяются телевидением! И даже если чей-то отдельный вклад зрителю, быть может, и незаметен, это же не значит, что его нет. В конце концов, не довинти на ракете гайку — вмиг заглохнет все покорение космоса. И механизм, по которому бы люди, дарящие нам Счастье Кино, не оставались бы на обочине жизни, а участвовали бы в распределении тех средств, которые их фильм с годами зарабатывает — этот механизм необходим! Но причем здесь кинотеатры?

Задача кинотеатров — в достойных условиях показать нам кино. А потом без обмана отчитаться перед поставщиком копии о заработках. Все. Администраторы кинотеатров не должны забивать себе головы заботами о композиторах либо о ком-то еще. Потому что их по всей стране тысячи, и у них свои дела, свои проблемы. Высчитывать проценты, если уж на то пошло (причем проценты с наработки не какого-то отдельного зала, а с полученной со всей страны суммы сразу) должен прокатчик. Хотя нет, даже не он (зачем это ему?), а продюсер картины, который ее сделал, и теперь, раз уж взялся, должен на основе заработанной суммы сделать так, чтобы всем его коллегам было с этого хорошо. Отдельно стоит решить, как быть, если картина не зарабатывает вообще ничего — о каких процентах тогда может идти речь? Потому что когда ответчиков много, и все они к тому же разбросаны по территории огромной страны — это бардак. А когда ответчик один, зато самый главный — это уже похоже на порядок. Нечего все как всегда спихивать на стрелочников, коими выступают сейчас кинотеатры. Сделайте, наконец, так, чтобы этим вопросом занимались действительно те, кто им действительно и может заниматься, и обязан. Но сделайте так, чтобы по чести все было.

Главное же: композиторы не должны получать дивиденды с картины только на том основании, что придуманные ими звуки звучат в темном зале. Они могут иметь право на определенный процент с продаж как соавторы картины — но только в том случае, если право на такой же процент будет и у других создателей фильма. А то, что творится сейчас, это, конечно, не преступление против закона — но преступление против логики.

7136

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
3
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×