У кормушки: «Большая восьмерка» российского кино

У кормушки: «Большая восьмерка» российского кино

Государство теперь будет финансировать не все российское кино — деньги получат только студии «Большой восьмерки». Кто-то считает, что подобная практика «назначения» мейджоров губительна и абсурдна, кто-то — что это спасение и новые возможности. Мы же просто вспомним о заслугах — и тех, кто победил, и тех, кому не достанется ничего.

В последние дни самая обсуждаемая тема, касающаяся отечественного кино — государство теперь будет финансировать все по-новому. Раньше было как: финансовый поток регулировался Министерством культуры (когда-то — Госкино) и деньги распределялись между картинами, прошедшими так называемый «экспертный отбор». Все это было немного загадочно, потому что большинства из отобранных картин широкий зритель так и не увидел, а про ту часть, что до экранов все-таки дошла, доброго слова порою не скажешь. Теперь другое дело. Государство обещает отдавать деньги (большие, 250 млн. рублей, это свыше $8 млн. в руки) не абы кому не известно на что, а тем, кто картины и вправду делает — и каждый, кто смотрит кино, легко вспомнит, какие именно. Об этом (в разной тональности) говорили уже давно, чаще всего в том плане, что, мол, хватит спонсировать режиссеров, помогите работать продюсерам. И вот время продюсеров пришло. Не всех, конечно — к кормушке допущены лишь те, которые теперь в миру будут известны как «большая восьмерка». Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Возглавляет список безусловный лидер — и по зрительской любви, и по профессиональным оценкам — кинокомпания Сергея Сельянова «СТВ». А это — обожаемые критиками и беспрестанно повторяемые по ТВ фильмы Алексея Балабанова (от «Брата» до «Морфия» и дальше), несколько картин Александра Рогожкина («Блокпост», «Кукушка»), последние по времени работы Сергея Бодрова-старшего («Монгол» и готовящаяся к выходу «Дочь якудзы»). Благодаря этим режиссерам студия три раза выигрывала «Нику» за лучший фильм года. Но не будем также забывать о мультипликационных «героических блокбастерах» про трех богатырей!.. И очень важно, что студия всегда была настроена на работу с дебютантами, которые, в свою очередь, тоже принесли ей немало приятных дивидендов — «Шультес» Бакура Бакурадзе, например, победил на «Кинотавре», а чем стал для страны «Бумер» вы и без подсказок все знаете.

«ТриТэ» — это Никита Михалков. Безусловно, крупнейшая фигура российского кино. Оскароносец, триумфатор Венецианского кинофестиваля. Страна со дня на день ожидает новых «Утомленных солнцем». Казалось бы, о чем разговор? Единственный вопрос, с этим связанный: очень часто кажется, что «ТриТэ» — это только Михалков. В смысле, он один. Понятно, что и фильмы у него дорогие, и, безусловно, стоят того. Но все-таки. Впрочем, еще у студии есть весь на сегодняшний день Фандорин («Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник»), фильмы Владимира Хотиненко («72 метра» и «1612») и «Нежный возраст» Сергея Соловьева. Немало. Быть может, в связи с новой ситуацией прибавится и что-то еще.

Настоящий монстр «Централ Партнершип» (продюсер Рубен Дишдишян). Ладно, фильмы, но еще и телесериалы, и кинопрокат, и права на ленты Paramount на нашей территории тоже у них. Даже кажется: ну куда им еще? Но найдут, конечно, куда потратить. Тем более что если говорить о кинопроизводстве, то и здесь диапазон очень широк. С одной стороны — крупные блокбастеры, от которых не убежать: «Тарас Бульба», «Волкодав», «Наша Russia: Яйца судьбы», впереди — «Брестская крепость» Александра Котта. С другой — бережно взращиваемое кино «ручной выделки»: покорившая международные кинофестивали «Русалка» Анны Меликян, «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева, «Живи и помни» Александра Прошкина. Дирижабль (всем известный по заставке) высоко, полет нормальный.

У«Дирекции кино» (продюсер Анатолий Максимов) нет почему-то сайта (если есть — найдите), но есть, все мы это знаем, надежная опора в виде Первого канала. Только за последние два года «Адмиралъ», «Ирония судьбы: Продолжение», «Каникулы строгого режима» «порвали» страну, собрав заоблачную для русского кино кассу. А что уж говорить о «Дозорах», которые вообще были первыми суперхитами нашей новейшей истории? Понятно, что если Первый каждый раз будет пиарить свою продукцию с таким же шумом, как и раньше, встанут и пойдут в кино даже слепые.

Кстати, о «Дозорах». И об «Иронии судьбы» тоже. Они все же чьи — Первого канала или компании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова? Надо бы определиться, потому что, получается, за одни и те же заслуги государственный грант получили и те, и эти. Насколько это честно? Нет, никто не оспаривает в данном случае ни режиссерского вклада в историю кино, ни продюсерского. Но все-таки очевидно, что фильмография у двух членов «большой восьмерки» значительно совпадает. И вообще, судя по тому, что у студии из фильмов не Бекмамбетова на данный момент — одна «Черная молния» («9» не в счет), немного повторяется ситуация с «ТриТэ», разве что главные фигуры разного масштаба. При всем уважении к обоим, в одном случае это, условно говоря, режиссер, созидающий во имя Искусства, в другом — режиссер, работающий во славу Проката. Так почему «Базелевс», а не, допустим, оставшийся не у дел «Коктебель»?..

Возглавляющий студию «Профит» Игорь Толстунов — человек уважаемый и известный, безусловно, один из главных продюсеров страны. На его счету — такая современная классика, как «Три истории» Киры Муратовой, «Вор» и «Водитель для Веры» Павла Чухрая. А за последние годы — и победитель ММКФ «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой, и, не побоимся этого слова, культовый полнометражный дебют Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Вот разве что из кассовых хитов — один только «Тариф новогодний» Евгения Бедарева; ну так не «кассой» единой жив человек. Против Толстунова с его заслугами и авторитетом нечего сказать.

А за студией «Рекун» (которая тоже отчего-то не озабочена созданием сайта) стоит, в первую очередь, всеми уважаемый Валерий Тодоровский. И фильмы Андрея Кавуна «Кандагар» и «Охота на пиранью», и такая ожидаемая картина как «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. И ленты, разумеется, самого Тодоровского — «Любовник», «Тиски». Но не «Стиляги». Потому что «Стиляги» — это студия «Красная стрела» (в число продюсеров которой Тодоровский также входит). Быть может, это ей суждено было стать членом «большой восьмерки» — и помешало только то, что ряд обстоятельств поставил компанию на грань банкротства? Ну да ладно, главное, что сам Тодоровский — это залог качества. Где бы он ни был.

Кстати сказать, давно вышеупомянутые продюсеры Сельянов, Толстунов и Тодоровский (правда, юридически как раз от «Красной стрелы») объединили свои усилия ради создания большой дистрибьюторской компании «Наше Кино». Да, конечно, подразумевается, что ее вид деятельности — не создание, а только прокат и продвижение новых российских фильмов. Но так это, быть может, и главное: снять-то почти каждый может, а вот сделать так, чтобы потом еще и зрители на картину пришли — не всем под силу. Остается надеяться, что альянс (в совокупности, получается, получивший в три раза больше, чем все прочие) потратит средства на то, что в будущем действительно составит честь и славу отечественного кино.

И, наконец, «Art Pictures» — это Федор Бондарчук. Куда без него. Было бы даже странно. Помимо «9 роты» (не только кассовый боевик, но и лучший фильм года по мнению и «Ники», и «Золотого орла») и «Обитаемого острова», в пакете у студии есть еще «В движении» Филиппа Янковского, «Жара» Резо Гигинеишвили. И такие немаловажные артхаусные картины как «Гололед» Михаила Брашинского и «Дневник камикадзе» Дмитрия Месхиева. Так что вопросов вроде бы нет. Кроме разве что одного. Профессионалы знают, что половина перечисленных картин — заслуга не Бондарчука, а продюсера Елены Яцуры. А ее в «большой восьмерке» нет. И это отсутствие — один из основных скандалов распределения грантов.

Ведь Яцура — это не только «9 рота», выношенная во многим именно ею, но и, например, «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой, или «4» Ильи Хржановского, или «Тюльпан» Сергея Дворцевого — то есть все штучные картины особого отбора. И вообще она одна из тех, кто, по сути, создал в нашей стране само понятие — Продюсер, в лучшем смысле этого слова. Когда на «Кинотавре» в 2008-м проходил продюсерский питчинг (в ходе которого продюсеры доказывали другим, чья задумка лучше), именно ее проект «Обратная сторона Луны» в постановке Петра Точилина был признан авторитетным жюри лучшим. Вряд ли кто сомневается, что Бондарчук (как и другие упомянутые выше режиссеры) на свои фильмы деньги и без гранта найдет. А вот что будет делать теперь Яцура? Где восемь миллионов для нее?

А вот за не попавшего в «восьмерку» Александра Роднянского (вместе с Яцурой помогавшего снимать Бондарчуку «9 роту» и уже самостоятельно — «Обитаемый остров») как-то не так обидно. Как и за Рената Давлетьярова, который на свою «Любовь-морковь» и без того деньги всегда найдет. Чувствуется, что они и так выкрутятся, пробьются сквозь лед... А где, к слову сказать, питерцы?.. Компания «RWS» («Всемирные Русские Студии») во главе с Дмитрием Месхиевым всерьез претендовала на свою долю гранта, упорно добиваясь улучшения кинематографического ландшафта во второй российской столице. Их тамошняя киностудия, по некоторым утверждениям, даже круче «Мосфильма» — хотя пока что здесь создаются, в основном, телесериалы. Возможно, именно небогатый кинопакет (громче всех прозвучала разве что «Антидурь») послужил причиной того, что студию отвергли? Или решили, что на Неве и без того «неплохо»?

Другим сюрпризом распределения средств стало уже упомянутое отсутствие в списке киностудии «Коктебель» Романа Борисевича. И это притом, что только что фильм ее производства «Как я провел этим летом» получил сразу две награды Берлинале! А предыдущая лента режиссера Алексея Попогребского «Простые вещи» — призер фестиваля в Карловых Варах, и Гран-При «Кинотавра» у нее. Да и прошлогодний «Кинотавр» выиграл «Волчок» Василия Сигарева — тоже «коктебелевский». И критики дважды признавали работы студии лучшими фильмами года — помимо «Волчка» этой чести удостаивалось еще «Свободное плавание» Бориса Хлебникова! Да, чего греха таить — не все зрители знают, что эти картины существуют. Но ведь это проблема, в основном, самих зрителей — которые не хотят доказать прокату, что это кино их хоть как-то интересует. Так что же, выходит, государство пошло на поводу у масс? А «Коктебель» теперь должен выживать за счет дивидендов от показа своих картин за рубежом — где они представляют, ни много, ни мало, сейчас практически всю Россию? Остается надеяться разве на то, что на артхаус, дебюты и детское кино деньги будут раздаваться отдельно — вроде был разговор про это. А может, и мейджоры помогут — все ведь такие хорошие люди.

6311

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×