Рецензия на фильм «Черная Книга»

Сюжет: Она была брюнеткой, но перекрасила волосы в белый цвет. Она была певицей, теперь она учится не говорить лишнего. Ей было куда возвращаться, пока не расстреляли ее семью. Она доверяла людям, но ее предали. Ее зовут Рэйчел и она еврейка, оказавшаяся в Голландии времен Второй Мировой Войны. У нее всего две задачи: разоблачить предателя и сохранить свою любовь. Но на пути к своей цели Рэйчел окажется на прицеле и у фашистов, и у членов Сопротивления. Удастся ли ей выжить и найти место, где она почувствует себя в безопасности?

«Голливуд – Голландия – Голливуд»

Для своего нового фильма, снятого после шестилетнего перерыва на родине, в Нидерландах, Пауль Верхувен выбрал классический сюжет: сложную судьбу красивой женщины, которой в контексте фашистского режима приходится одновременно играть роль жертвы, шпионки и проститутки. В «Черной Книге» к вышеупомянутым характеристикам героини прибавляется ее еврейское происхождение, удваивающее опасность, которая грозит ей в случае провала. «Свет во тьме», «Шарлотта Грей», «Голова в облаках» уже заставляли зрителя покрываться холодным потом, сопереживая очаровательной шпионке. На этом фоне «Черная книга» выглядит довольно блекло. И хотя фильм основан на реальных событиях (свидетелем которых отчасти был и сам режиссер), живости ему это не прибавляет.

Начинается картина с того, что бойкая рыжая красотка приезжает в Израиль в рамках тура по Святой Земле и там, случайно заглянув в школьное окно, узнает в миловидной учительнице Рэйчел, свою подругу времен войны. На вопрос, как она здесь оказалась, подруга отвечает: «Это моя земля. Я здесь живу». Все дальнейшее в фильме – воспоминания героини о том, как тяжело ей пришлось в пору, когда у нее еще не было своей земли, а была только толпа врагов, караулившая ее за каждым углов в фашистской Голландии. Зритель узнает, как ее семью расстреляли при попытке переправиться на пароме за границу вместе с другими еврейскими семьями. Как чудом спасшаяся Рэйчел вошла в ряды Сопротивления и соблазнила фашистского капитана Людвига Мюнце. Как ее шпионская деятельность была разоблачена, товарищи убиты, а сама она оказалась под подозрением в предательстве. И как потом война, наконец, закончилась, а с ней – и беды героини. С оговоркой на то, что как раз последнее известно зрителю с самого начала.

Не только сюжетный прием с воспоминаниями, заранее обещающий хэппи-энд, лишает фильм Верхувена напряжения. Дело в том, что в каждом кадре чувствуется рука мастера развлекательного кино. В его фильмах героев не принято жалеть, ими принято любоваться. Верхувен дает такую возможность и в «Черной Книге», превращая Рэйчел в соблазнительную куртизанку, осветлившую волосы в целях конспирации. Но такая сцена одна, а как же остальные 140 минут фильма? Если не любовь, то, как известно, смерть. То и дело появляются фашистские солдаты и в упор расстреливают очередную группу героев (к концу остается только удивляться, как хоть кто-то дожил до финала). Похоже, Верхувен стремился снять сцены убийств без того голливудского лоска, которые делали его предыдущие картины культовыми. Снять без лоска удалось, но это привело лишь к тому, что драма стала сильно смахивать на боевик. Героев убивают каждый раз до того, как зритель успеет хорошенько запомнить их в лицо, не говоря уж о том, чтобы узнать их характеры. Естественно, в таком случае смерть выглядит уже не трагедией, а всего лишь законом жанра. Довольно циничный подход для картины о преследовании евреев.

Разумеется, «Черная Книга» не перечеркнет культовый статус режиссера, подарившего зрителям «Шоу-гелз», «Вспомнить все» и «Основной инстинкт». Более того, фанатичные поклонники Верхувена, считающие «Звездный десант» философским шедевром, вполне могут назвать «Черную Книгу» Откровением XXI века. Ну а те, кто к таким ярым поклонникам не относятся, поймут для себя следующее: в европейском кино Верхувену, пожалуй, не место. И огромный для Голландии бюджет в 16 миллионов евро здесь ничего не меняет. «Черная Книга» получилась слишком легковесной, чтобы называться драмой. Но и в разряд развлекательного кино она, со своей проблемой антисемитизма, тоже не вписывается. Зато новая картина Верхувена вписалась в список потенциальных номинантов на премию «Оскар». Голливудский мастер голландского происхождения снял кино на родине и возвращается в Голливуд с трофеем. Только вот ценность этого трофея представляется несколько преувеличенной.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
11
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×