Рецензия на фильм «Пушкин. Последняя дуэль»

Сюжет: Творческий гений Александра Пушкина, расположение государя Николая I, любовь красавицы-жены, да и необузданный нрав поэта, – все это породило толпу завистников и недоброжелателей вокруг фигуры Александра Сергеевича. Враги Пушкина были приближены ко двору и плели против поэта злостные интриги. Оскорбительные анонимные письма и клевета в адрес Натальи Николаевны до предела накалили обстановку. Результатом стала печально известная дуэль с Дантесом, в результате которой Пушкин получил смертельную рану. Пока семья и народ оплакивают смерть солнца русской поэзии, царь поручает своей тайной канцелярии раскрыть дело об убийстве Пушкина. Заговор или трагическая случайность? Дубельт и Галахов, каждый своим путем, пытаются отыскать истину.

«Поэзия в тени политики»

Есть в России темы, которые всегда актуальны. Но нет, речь сейчас не о смерти Пушкина, как ни велико влияние этого события на судьбу отечественной культуры. Речь о политике. Добрый царь, привечающий великого гения (который склоняет гордую главу и платит монарху взаимностью). Народ, встречающий царя-батюшку иконами и земными поклонами. А между царем и народом – толпа иностранных злопыхателей, невесть как затесавшихся при дворе. Они занимают важные государственные посты, обладают реальной властью, презирают русский народ и так и норовят учинить какую-нибудь гадость. Например, убить великого поэта. А потом, ехидно скалясь, укатить за границу. Как делает это в фильме Бондарчук Жорж Дантес (Романцов), оставляя благородного Лермонтова (Стычкин) стискивать зубы и мечтать о мести.

Речь о политике зашла неслучайно, ведь именно политическим детективом называет свою картину Наталья Бондарчук. Политики в фильме действительно много. Больше чем поэзии, не смотря на звучащие из уст Безрукова стихотворные строки (тем более что когда слышишь их в таком исполнении, немедленно хочется встать на сторону подлых заговорщиков). Любовная линия тоже сильно проигрывает политической. Натали в исполнении Анны Снаткиной ни на любимую женщину поэта, ни на мать его детей, никак, к сожалению, не тянет. А тянет на «яблоко раздора», то есть на светскую красавицу, невольную виновницу трагической дуэли. В этом отношении концепция фильма простроена не до конца. Ведь Наталья Бондарчук решила перекрыть общепринятую версию дуэли другой версией, согласно которой Пушкин стрелялся не из ревности, а просто был загнан в угол сплетниками и клеветниками.

Политическая составляющая фильма перевесила в «Последней дуэли» не только любовь, поэзию и трагизм (последний окончательно убила неискренность актеров, за исключением разве что Сухорукова). Перевесила она и детектив, каким задумывался фильм. Вся интрига сводится к тому, что Дубельт (Плотников) и Галахов (Сухоруков) ходят от одного к другому и спрашивают: ты писал анонимные письма? А не знаешь, кто? Все дело в письмах… Скучное расследование перемежается идиллическими эпизодами жизни Пушкина до дуэли, запоздалым раскаяньем Данзаса (Ильин), блеклыми кадрами оплакивания. То и дело мелькает хитрая ухмылка барона Геккерна и наглая физиономия его приемного сына, Жоржа Дантеса. Оба персонажа, отвечающие за порок, выглядят если не обаятельными, то уж точно более выразительными, чем «рассеянные овцы» в лице друзей и родственников Пушкина.

Детектива из «Пушкина» не вышло. Большая часть исторических подробностей последней дуэли Александра Сергеевича не составляют секрета. Секрет мог заключаться в том, чтобы грамотно эти подробности преподать, заставив зрителя замереть от любопытства. Ничего похожего от фильма Натальи Бондарчук ждать не приходится. Ну а если отбросить все слабо развитые темы «Дуэли» – любовную, поэтическую, трагическую и детективную – в сухом осадке остается одно: политическая трактовка. Отсюда тенденциозность фильма, его некрасивая фальшь, его напыщенность, за которой не просматривается ничего живого. И рассказывает «Последняя дуэль» гораздо больше о современной действительности, чем собственно о последней дуэли Пушкина. Лишний раз наблюдать эту действительность в кинотеатре большим удовольствием не назовешь.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×