Рецензия на фильм «Лабиринт Фавна»

Сюжет: Пока фашистский капитан Видаль ведет в своих лесах жестокую войну с партизанами, его десятилетняя падчерица Офелия в глубинах древнего лабиринта общается с Фавном. Подземное существо как будто благоволит девочке: называет ее принцессой, а в доказательство своего волшебного происхождения предлагает пройти три суровых испытания. Фантастический и реальный мир все теснее сплетаются вокруг Офелии. Существует ли выход из игры?

«Более странно, чем ад»

После «Блэйда II» и «Хэллбоя» Гильермо дель Торо нашел, чем удивить. На этот раз никаких разрушительных поединков супергероя с врагами, развороченных тоннелей метро и расшвырянных по окрестностям машин. Вместо могучего протагониста – девочка с задумчивыми глазами и журчащим именем Офелия. Вместо врагов – сказочные существа, чьи намерения, как и имена, теряются в полумраке лабиринта времени. Вместо поединков – выстрелы из тонкого пистолетного дула, куда-то в чащу, сквозь завесу дождя. Если жестокость – то хладнокровная, механическая, когда убийца то и дело сверяется с фамильными часами. Если страх – то древний, подземный страх, словно нарастающий гул из глубин Мории: «Р-Р-Р-Р-О-К!»

«Лабиринт фавна» – это история, сотканная из сказки, мифа и притчи. Сказка про девочку, попадающую в волшебный мир, – еще не открытие. Притча о тайном и явном ликах фашизма – для нашего времени ново. А вот достоверная экранизация мифа – уже талантливо. Миф мы узнаем по отсутствию очевидной морали, по жуткому духу тайны, по силуэтам невероятных существ, не похожих ни на кого и ни на что из привычной жизни. Фавн из «Лабиринта» (создание Серхио Сандоваля, делавшего маски и для «Хэллбоя») и кровожадное чудовище с глазами в ладонях (шедевр Дэвида Марти, отвечающего за спецэффекты) словно усмехаются в адрес всех персонажей «Хроник Нарнии» и «Гарри Поттера» вместе взятых. Немного особняком здесь стоит только «Властелин Колец», масштаб которого вообще трудно (да, видимо, и не нужно) сравнивать с испано-мексиканским фильмом, чей бюджет равняется 7 миллионам евро. При этом клеймо «малобюджетный», поставленное когда-то на фильме дель Торо «Хребет Дьявола», едва ли можно ставить и на «Лабиринте». Вот уж чего не скажешь при взгляде на Фавна, так это «дешево». Скорее скажешь «странно». Это и впрямь странно, причем не только Фавн, не только Фея-богомол, не только «Безликий» в пиршественном зале, но и просто весь фильм. Очень странно, что «плохие» могут победить. И что сказочные испытания могут кончиться крахом. И что за все это в итоге заплатишь смертью.

Лабиринт – это заброшенное каменное сооружение, которое находит Офелия сразу по прибытии в усадьбу злого отчима. И, конечно же, зрителю покажут, как этот самый отчим будет гнаться за Офелией по этому самому лабиринту, жаль без топора. А иначе, зачем Кубрик снимал свое «Сияние»? Но до этой погони еще надо дожить, точнее – досмотреть. Дойти по лабиринту. Потому что и сам фильм Гильермо Дель Торо – тоже лабиринт. Перебежка – тупик, перебежка – тупик. К концу уже перестаешь считать обманутые ожидания. И там не получилось, и это не сработало, и того убили, а выхода все нет, а ты все идешь, под волшебную грустную музыку Хавьера Наваррете.

Да, сказки бывают страшные. А фашизм – это не обязательно документальные кадры из Освенцима. Очень может быть, что это еще и омерзительное чудовище, с ямой вместо рта, спящее в комнате с запретными яствами. И когда оно преследует девочку, вытянув вперед зрячую ладонь, а девочка роняет мелок, которым должна нарисовать выход из подземелья, а песок в часах, отмерявших ее время, весь вытек… – может быть, она от него спасется, а может быть, и нет. Такой вот странный закон жизни и произведения – отсутствие законов. Жить в таком мире – рискованно, как рискованно смотреть такое кино. Но после просмотра «Лабиринта» приходит твердая уверенность: рискнуть стоило.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер №2 (18+)
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
Леди Макбет
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
13
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×