Рецензия на фильм «Остров»

Сюжет: Во время Второй Мировой молодой матрос Анатолий работал со своим старшим товарищем Тихоном на барже, перевозя уголь по северным морям. Однажды баржу захватили фашисты и под угрозой смерти заставили Анатолия выдать, а потом и застрелить напарника. Раненый Тихон упал за борт, через несколько минут рвануло, и баржа взлетела на воздух. Полуживого Анатолия выбросило на маленький остров, где расположился скит с несколькими монахами. Прошло тридцать лет. Анатолий превратился в умудренного старца: он исцеляет больных и провидит будущее. Приплывающие на остров люди почитают его за святого. Но сам Анатолий не может забыть убийство Тихона, за тридцать лет его душа ни дня не знала покоя. Только незадолго до смерти старец узнает, отпущен ли ему страшный грех, совершенный в молодости. А пока он лечит, наставляет и непрестанно молит Господа о прощении.

«Репортаж со святого места»

Рекламная кампания фильма «Остров» раскручена, как не трудно было заметить, вокруг слогана: «Здесь происходит необъяснимое». Упор сделан на том, что русскому зрителю не чужда мистическая тема, а потому обещание «необъяснимого» зацепит его и привлечет в кинотеатры. Нарезка для рекламных роликов осуществлена в том же ключе – пожар, искривленное лицо бесноватой девушки, кукарекающий Мамонов, панорама таинственного острова… Как ни грустно это признавать, но из подобных анонсов верное представление о фильме составить практически невозможно. «Остров» не имеет ничего общего с второсортными мистическими изысканиями, а-ля «Код да Винчи», намеки на которые дает ролик. Ключевое слово для понимания этого фильма – не «таинственность», а «таинство». В картине Лунгина речь идет о вере, о раскаянии, о страхе Божьем, а вовсе не о тех загадочно-мрачных фокусах, которые знакомы нам по «Стигматам», «Шестому чувству» или «Сердцу ангела». И пусть зритель больше привык именно к таким фильмам, на фоне которых «Остров» стоит особняком, – это не делает его менее востребованным. Потому что его содержание – не выдумка, не плод чьих-то больных фантазий, а самая настоящая правда, о которой в наш суетный век многие успели забыть, но о которой многие рады будут вспомнить.

При создании фильма все сошлось одно к одному. Лунгин, который докопался, наконец-то, «до самого нутра» (а попыток это сделать он не оставлял с самого начала своей режиссерской карьеры). Мамонов, чей вечный эпатаж в последние годы обрел мощнейшее внутреннее основание. Сценарий Дмитрия Соболева, выпускника сценарного отделения ВГИКа, – необычный, дерзкий, при этом напрочь лишенный скандальности. И все это в контексте суровой красоты северных пейзажей (фильм снимался в Кеми, на берегу Белого моря). Те, кто бывал на Соловках (они в последнее время становятся все более популярны для посещения туристами), сразу поймут, в чем тут дело. Это совсем особое место, окруженное особой атмосферой: ее нельзя создать искусственно, в нее можно только включиться. И авторы «Острова» это сделали: включились. В некотором смысле, «Остров» – это даже не художественный фильм, а прямой репортаж со святого места. Из такого «здесь и сейчас», которое расположено в вечности, а значит, никогда не теряет актуальности. Вот почему за судьбу «Острова» не стоит беспокоиться. Заявленный режиссером как неформатное кино, «Остров», тем не менее, отнюдь не фильм для интеллектуальной элиты: это в самом прямом смысле фильм для народа, появившийся очень вовремя и очень к месту. Причем так было бы в любом случае, выйди он на годы раньше или на десятилетия позже.

Воспринимается «Остров» двояко. С одной стороны, удивляет. Начать с того, что трудно было ожидать такого фильма от Павла Лунгина, чьи «Бедные родственники» и «Дело о мертвых душах» (самые недавние работы) особых надежд не внушали. Потом Мамонов. Человек с яркой биографией: лидер «Звуков Му», на концертах которого люди в свое время впадали в настоящий транс, актер из «Такси-блюз», а последний десяток лет – отшельник в деревне Ревякино. Ну, пережил человек какие-то моральные потрясения, живет себе тихо, интервью практически не дает, изредка приезжает отыграть очередной странноватый моноспектакль, и кому какое дело до его духовной трансформации?.. А тут вдруг раз – и вот стоит он перед камерой Лунгина и держит «маленькое сердце в ладошках». Донес до зрителя, не расплескал – все то, что скопил за годы уединенной жизни. Донес свою веру. Впрочем, не мене, чем исполнитель главной роли, удивительны Сухоруков и Дюжев! Народные любимцы, обаятельные братки, и тут на тебе – у обоих бороды, рясы и какие-то поразительно ясные взгляды. Чудо? Но в том-то и дело, что смотрятся все эти странности очень спокойно, словно так оно все и должно быть. И вот это действительно чудесно.

В июне «Остров» открывал «Кинотавр», в сентябре закрывал 63-й Венецианский фестиваль. Плюс к этому, на счету фильма Лунгина победа на фестивале «Московская премьера». Но достоинства фильма (как и человека), ясное дело, не в наградах и званиях. Достоинства – они в душе. А душа у этого фильма пронзительно светлая и ясная, хоть и строгая, как северное море. И хочется каждому из вас посоветовать в нее заглянуть.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Константин Шелепов о фильме «Цензор»
Мама!
Трейлер
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Евгений Татаров о фильме «Ничей»
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×