Рецензия на фильм «Сады осенью»

Сюжет: Будучи министром, Винсент сидит, запершись в своем кабинете, покуривает сигары, пьет вино и отмахивается от длинноногой любовницы. На стенах висят портреты свиней, а в клетке тихонько трещит тукан, подаренный Винсенту вождем дружественного племени. За окном слышны звуки демонстраций. Очень скоро Винсенту придется расстаться с должностью министра и остаться в одиночестве – без женщины, без денег и без крыши над головой. Тут-то и придет час заняться заботой а садах. О садах души, которые порядком заросли сорняками, пока Винсент просиживал министерское кресло.

«Дежурный по октябрю»

Отар Иоселиани, грузинский мэтр, с начала 80-х работающий во Франции, выпустил новую картину. Она легко становится в один ряд с предыдущими творениями Иоселиани: воспевает прекрасное безделье, полупрозрачные тона и саму жизнь в ее непредсказуемом движении. А чем она выделяется – так это осенним настроением разочарованности, которое в фильмах этого режиссера всегда витало, но в последней картине стало особенно ощутимо. «Мы тоже растем, как деревья, у нас тоже опадают листья, и все мы, в сущности, сад» - говорит Иоселиани. Самих садов в фильме на удивление мало. Гораздо больше – города (как водится, некоего безымянного города с отчетливыми парижскими очертаниями), по улицам и закоулкам которого бродит бывший министр. Однажды оказавшись под сенью аллей, Винсент встречает Арно (в исполнении самого мэтра), который объясняет: «Я сажаю деревья. Понимаешь, не рублю, а сажаю». Винсент понимает в самом финале. И тоже начинает сажать деревья. А что еще делать в этом бестолковом, безнадежном и все-таки удивительном мире?

Когда Винсента изгоняют из министерства, а заодно из роскошного особняка, ему приходится возвращаться в свое прежнее жилище. Но тут герой обнаруживает, что его квартиру, вместе с прабабушкиными портретами и прадедушкиной библиотекой, оккупировало наглое чернокожее племя. Протолкнувшись через толпу галдящих пришельцев, Винсент в конце концов скрывается за потайной дверью и оказывается в пыльной комнате, заваленной бутылками вина, книгами и картинами. Подобная комната есть почти в каждом фильме Иоселиани (взять хоть комнату священника из «Охоты на бабочек» или кабинет с игрушечной железной дорогой из «Истины в вине»). Все начинается с такой комнаты, где особенная атмосфера фильмов Отара Иоселиани пребывает в концентрированном виде. А дальше будут улицы, старинные особняки и сады… Будут ролики и лошади, кораблики и мотоциклы. Будут обаятельные проходимцы, и вольные художники, и бывшие жены, и матери семейств… И разумеется, будет много вина. Потому что вино в кинематографической вселенной Иоселиани делает людей счастливыми и свободными.

Конечно же, фильмы Иоселиани – это карнавал, от первого до последнего кадра. Бабульки гарпуном ловят к обеду рыбу, министры катаются на роликовых коньках, посреди гостиной восседает птица марабу, а по стенам развешены портреты свиней в рембрантовских тонах… За те годы, что зритель знаком с творчеством Иоселиани, все это уже перестало удивлять. Зато многих не перестало радовать. В «Садах осенью» режиссер по-прежнему искусно сочетает балаганный бедлам со священнодействием, а шутовскую пляску с танцем. Не чуждаясь грубости, Иоселиани остается утонченно-ироничным режиссером для избранных – для тех, что говорит с ним на одном языке. Но есть в «Садах осенью» и то, что способно порадовать простых смертных. То и дело встающий на голову Северин Бланше, Мишель Пиколли в роли экстравагантной и доброй матери Винсента, сам Отар Иоселиани, вечно рисующий – то на стенах бара, то на асфальте… А настроение фильма – смесь ностальгии и саркастической иронии – как нельзя больше подходит для уходящей осени.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×