Рецензия на фильм «Гадкие лебеди»

Сюжет: Виктор Банев (Григорий Гладий) в составе специальной комиссии отправляется в Ташлинск, в интернат для гениальных детей. Он попадает в загадочный город, наполовину затопленный водой и красноватым сумраком. В школе его встречают дети и их чудные учителя – существа по прозванью Мокрецы. Над Ташлинском нависла угроза: человечество увидело в Мокрецах опасность и собирается подвергнуть город химической атаке. Баневу необходимо проследить за эвакуацией детей, ведь среди учеников – его дочь. Однако выясняется, что дети отказались от мира родителей и предпочитают разделить участь Мокрецов. Это ставит перед Баневым задачи, которые кажутся неразрешимыми.

«Путешествие на край человеческой истории»

На теле земной цивилизации образовалась язва, место климатической и генетической аномалии. Здесь под инфракрасным светом и непрекращающимся дождем живут странные существа, Мокрецы. Не просто живут, но еще и учат самых одаренных человечьих детенышей. А дети учатся хорошо и в свои десять лет уже умеют летать, отдавать невербальные приказы и отвергать мир людей в его беспросветной пошлости. С этими детьми и встречается писатель Виктор Банев, собираясь спасти их из лап «безликих пауков». Но дети смотрят на него так, словно сам он – первый кто нуждается в спасении, да и то в виде особой милости. «Человечество – это грязный, пьяный старик, который прошел через ад, потому что ничего другого он не достоин» – говорят эти дети. А писатель, в силу своей профессии отвечающий за все человечество, не находится, что ответить. Зато вместо него ответит правительство, которое приготовило для Мокрецов химические реактивы. «Они – другие, и они – враги» – такова позиция грязного, пьяного старика по имени человечество. А врагов надо истребить, чтобы любой ценой сохранить себя неизменным.

В 60-е годы, когда была написана и немедленно запрещена книга Стругацких «Гадкие лебеди», слова «быть другим» и «быть как все» в контексте советской эпохи читались однозначно. Эпоха сменилась, а слова остались. На прошедшем фестивале в Смоленске «Новое кино. XXI век» гран-при получила картина «Гадкие лебеди» Лопушанского. После просмотра этого фильма снова убеждаешься, что конфликт посредственности и индивидуализма, жестокости и гуманизма, конфликт поколений – в XXI веке по-прежнему раздирают мир. И все-таки человеку, как сказал Пелевин, «есть, куда просыпаться». Это дверь на вокзале в Ташлинске, которая из красного дождливого мрака распахивается в светлый день. Это то, почему сквозь «Гадких лебедей» просвечивают фильмы Тарковского. Это слова Пастернака, звучащие и в книге, и в фильме: «За поворотом, в глубине лесного лога, готово будущее мне, верней залога». Это звезды, которые видит зритель, когда девочка стирает пыль со стекла, в финале картины.

«Гадкие лебеди» напоминают, что русская фантастика не ограничивается Сергеем Лукьяненко, а «Дозорам» никто не давал монополию показывать «иных». Лопушанский использует современные возможности кинематографа, сохраняя верность школе Тарковского, чтобы показать другой вариант инаковости. За первые десять минут фильма звучит английская, польская, немецкая, и только в конце концов – русская речь. Словно настраивают радиоприемник в поисках нужной волны. На пути в Ташлинск Баневу приходится перешагивать черту за чертой, и далеко не каждая из них видна невооруженным глазом. Баневу предстоит сначала ночная дорога на поезде, пока за окном пролетают горящие леса. Потом полет на самолете, и, наконец – катер, перевозящий героя в «мир иной». Вода занимает в фильме особую роль, она буквально везде: льется с неба, сочится по стенам, хлюпает под ногами. Андрей Сигле написал музыку к картине, используя звуки металлических вибраций под водой. Саундтрек только усиливает впечатление отчужденности от земли и людей. Город Мокрецов – подобие Зоны в «Пикнике на обочине» (и, разумеется, в «Сталкере»): вкрапление Иного в привычный мир.

Не смотря на то, что «Гадкие лебеди» явно снимались с оглядкой на Тарковского, и главным образом – на «Сталкера», осмысление «пограничной зоны» у Лопушанского иное. Это уже не просто странное место, взявшееся невесть откуда и способное любого вывести на чистую воду. В «Гадких лебедях» Ташлинск – это точка, в которой человечество «вышло из себя», мутировало, переродилось. Непонятная тоска по чему-то несбыточному, далекому, и в то же время вечно родному, – не следствие соприкосновения с Зоной, как в «Сталкере». Это причина возникновения самой Зоны, точнее – Мокрецов и их затопленного города. Здесь Лопушанский продолжает собственную апокалипсическую тему, которую он развивал, начиная с «Писем мертвого человека». Человечество в его новой картине снова оказывается на краю. На этот раз – на краю самого себя.

Лопушанского можно было бы упрекнуть в том, что он пытается быть вторым Тарковским, а это само по себе mission: impossible. Во-первых, Тарковский уже был, и второго нам не надо. А во-вторых, быть Тарковским все равно невозможно, для этого нужно им родиться. Приходится признать, что Лопушанский проходит в миллиметре от подобных упреков. Однако если взвесить плюсы и минусы его «тарковщины», плюсов будет больше. Главный из них – это атмосфера фильма: искренняя и светлая, не смотря на непогоду в Ташлинске, – в противовес депрессивному, мутному духу многих новых отечественных фильмов. После какой-нибудь «Жести», тоже претендовавшей на мистико-философскую подоплеку и экранизацию «междумирья», «Гадкие лебеди» – это прогулка на свежем воздухе. Другое очевидное достоинство картины – игра актеров. Григорий Гладий и Леонид Мозговой говорят с такими интонациями, которые в наше время не услышишь – ни в жизни, ни на экране. Они послушно и тонко исполняют режиссерский замысел, как когда-то Кайдановский, Банионис, Солоницын воплощали идеи Тарковского. В конце концов, не так уж важно, что все это не ново – ни интонации, ни плеск воды, ни тоска по несбыточной мечте, ни суд над человечеством. Просто «Гадкие лебеди» – это сильная и честная попытка снять хорошее кино. А если хорошее, в понимании Лопушанского, это значит «как Тарковский», то кто станет с ним спорить?

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
3
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×