Рецензия на фильм «Наука сна»

Сюжет: Стефан (Гаэль Гарсия Берналь) и Стефани (Шарлотта Генсбур) только что переехали в Париж и нечаянно оказались соседями по лестничной клетке. Тонкая стена разделяет их квартиры и их миры. По одну сторону Стефан видит замысловатые сны, по другую – Стефани мастерит кукол из всего, что подвернется под руку. Стефан часто заходит в гости к соседке, помогает ей сделать облака из ваты и море из кусочков целлофана. Стефани без приглашения проникает в сны к Стефану. Они помогают друг другу мечтать и творить. Но сможет ли это разрушить стену, которая их разделяет?

«Сны понарошку»

После просмотра нового фильма Мишеля Гондри приходишь к выводу, что сны можно не только видеть. В них можно еще и играть. Причем играть не так, как это умеют актеры или скучающие романтики, а так, как играют дети. Главный герой «Науки сна», Стефан, приезжает в Париж по настоянию матери и оказывается в доме, где прошло его детство. Маленькая кроватка, постельное белье с машинками, ящики с цветастым хламом – за много лет там ничего не изменилось. Не изменился и сам Стефан: он по-прежнему путает сновидения с реальностью. Стефан прогуливает работу (в то время как ему снится, что он работает) и выбегает голый на лестничную клетку, чтобы подсунуть под дверь соседки письмо, которое написал во сне. Как ни странно, эта детская привычка не вызывает особого отторжения у друзей Стефана. А все его друзья – это тройка чудаков-коллег из подвального издательства, да соседка Стефани, у которой с чувством реальности тоже не все в порядке.

Между тем, сам Мишель Гондри, в отличие от героев фильма, с реальностью прощаться вовсе не собирается, ведь именно она – подручный материал для его грез. Разрабатывая тему сновидений (без преувеличения можно сказать – одну из самых старых и любимых кинематографических тем), режиссер пошел принципиально новым путем. Гондри отказался от использования цифровых технологий: анимационные эпизоды снов он снимал на 35-миллиметровую пленку. Сны его Стефана – не поэтичны, не таинственны, не красивы в привычном смысле слова. В них не встретишь загадочных существ (не считая тряпичных кукол) и странных пейзажей, которые поражают воображение. И, тем не менее, его сны – именно сны. Гондри не забыл о том, что пара фанерок может означать дом, а летать можно, просто методично раскачиваясь на одном месте. Его фильм – это Страна Чудес, собранная из коробок, подушек и сломанных зонтиков. Нужно быть немного ребенком, чтобы оценить эти конструкции. Хотя кому-то они, безусловно, покажутся примитивными и недостаточно волшебными.

Предыдущая работа Гондри, «Вечное сияние чистого разума», по сравнению с «Наукой сна» выглядит настоящим эпосом. В «Сиянии» есть дома, улицы, поезда, красивые женщины, пейзажи с широким горизонтом и мистическая сила чувств… В «Науке сна» – все наоборот. Это тесный, захламленный, нелепый мирок – совсем как чья-то детская комната. Кажется – там столько лишнего! А на самом деле все имеет для хозяина детской свой смысл, с каждой сломанной игрушкой связано свое воспоминание, своя история, свой сюжет игры. Если взять героев «Вечного сияния чистого разума» и поместить их на тот промежуточный этаж из «Быть Джоном Малковичем», где все ходили, согнувшись вдвое, то это будет похоже на «Науку сна». Стефан и Стефани заперты режиссером в узком пространстве двух небольших квартир. Однако внутри этого пространства открывается иное измерение – сны, не знающие преград. Кораблики и лошадки, которые потихоньку делает Стефани, во снах оживают. Но это не значит, что сбываются мечты. В «Науке сна» влюбленных разделяет та же ледяная и необъяснимая перегородка, что и в «Вечном сиянии». И это еще один пространственный парадокс фильма: как в четырех стенах, где все такое маленькое и близкое, можно оказаться вдруг такими далекими?..

Мишель Гондри, завоевавший признание «Вечным сиянием чистого разума» и клипами на песни Бьёрк, Бэка, Кайли Миноуг, не разочарует своего зрителя и своей новой работой. «Наука сна», при всей оригинальности, абсолютно в духе этого режиссера. Его почерк узнаваем, и может быть даже – слишком узнаваем для настоящего мастера. Он работает с хрупкими чувствами, хорошо зная их силу и в то же время трогательность. О каких бы сложных материях ему ни приходилось говорить, он всегда предпочитает оставаться ребенком. Не мешает ли эта позиция Мишелю Гондри расти как режиссеру? «Наука сна» заставляет задаться этим вопросом. А ответ еще впереди.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
10
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×