Рецензия на фильм «Мыло»

Сюжет: В одном доме, на разных этажах, живут Шарлотта и Вероника, и каждая по-своему страдает от одиночества. Шарлотта содержит салон красоты и терпеть не может заниматься домашним хозяйством. Вероника – проститутка, которая в свободное время с удовольствием готовит и шьет. Соседские отношения постепенно перерастают в тесную дружбу, а дружба грозит превратиться в любовь. Ситуация одновременно упрощается и осложняется тем, что одна из соседок на самом деле – мужчина.

«Дано мне тело, что мне делать с ним?»

Одиночество и любовь – главные темы полнометражного дебюта Перниллы Фишер Кристенсен – так типичны для мыльных опер и мелодрам. Только вот Пернилла пренебрегла законами швейного мастерства и вывернула их к зрителю изнанкой. Той изнанкой, по которой странным узором вьются швы, никогда не различимые с лицевой, «правильной» стороны. «Мыло» – второй фильм за последний месяц, в котором звучит песня Antony (первый – «Тайная жизнь слов»), и совпадение это отнюдь не случайно. Закадровое присутствие нежноголосого гермафродита Antony обещает нам не только вопрос «are you a boy or a girl?», но и выход за пределы знакомого мира, в котором четко обозначены все границы и безотказно работают все ориентиры. Зрителя, вслед за героями, ожидает погружение в первозданный океан одиночества, где «из ничего» загадочным образом возникает «нечто» – жизнь, любовь или морская звезда. Пернилла Кристенсен явно смотрит в ту же сторону, что и Изабель Койшет. Что же разглядели обе женщины «в той стороне»? Скитания человеческих душ, стоящих перед жестокой и удивительной загадкой своего существования. Странствия по безымянным морям, когда все маяки погасли. Историю одного такого погасшего маяка и излагает «Мыло». Этот маяк называется «гендерные различия».

В соответствии со своим названием, «Мыло» стилизовано под мыльную оперу. Фильм разделен на несколько «серий», между которыми, наложенные на зернистые черно-белые кадры, звучат комментарии вроде этого: «Благодаря новой кровати жизнь Шарлотты вошла в позитивное русло, а этажом ниже мир Вероники разваливается на куски». Однако картина Кристенсен неизмеримо далека от сериального примитива, именно поэтому форму «мыла» она может заимствовать без опасений перенять содержание. Конкретно слова о чувствах звучат в «Мыле» либо с экрана телевизора, либо из уст бывшего любовника Шарлотты, обозначая грубую, внешнюю сторону переживаний. В целом же Кристенсен использует не слова, а знаки. Одним из знаков и предстает название фильма, которое стремится захватить зрителя в ловушку между смыслами: с одной стороны – сериал, где все искусственно, с другой – откровенность процесса очищения, когда из грязной воды и мыльной пены восстает обнаженный человек, его душа и тело.

Повод для знакомства Шарлотты и Вероники – тяжелая тахта, которую необходимо передвинуть. Женщина разглядывает свою жизнь, ровно как Шарлотта – огромную пустую кровать, остро ощущая, что эта кровать стоит совсем не там, где нужно, чтобы было хорошо. Или же она вперяется в экран телевизора, ища в перипетиях мыльных опер «истинные чувства», которых лишена ее собственная жизнь, – как делает это Вероника. В процессе перестановки пресловутой кровати на лицо оказывается вся мужественность Шарлотты, которая готова переть на себе тяжеленный матрас, и хрупкость Вероники, которая даже не знает, как за него взяться. В ком из них больше мужского, а в ком – женского? Шарлотта день изо дня разогревает на ужин пиццу, в то время как Вероника шьет ей занавески с оборками. Шарлотта никогда не плачет, а Вероника готова разрыдаться только оттого, что мать в очередной раз назвала ее «мой сынок Ульрих». За кадром постоянно звучит нежная музыка, а за окном – ветки деревьев покрыты розовыми цветами. Иначе чем через нежность и простоту не проникнешь в глубины переживаний героев. Так – под землю удобнее всего спускаться по стеблю цветка.

«Мыло» первый фильм в рамках проекта «Новое датское кино», организованного в Дании. Проект призван дать режиссерам возможность воплощать свои замыслы без всяких ограничений. Судя по международному признанию (гран-при на Берлинском фестивале, награды на фестивалях в Дании и Румынии, участие в Московском кинофестивале) – датский проект получил весьма достойное открытие. «Мыло» – лучший пример фильма, снятого «без ограничений». И дело не только в сюжете: одинокая женщина и трансвестит каким-то непостижимым образом влюбляются друг в друга. Дело еще и в том, что Кристенсен позволила себе показать что-то «стыдное» – то, о чем человеку не хочется чаще всего ни смотреть, ни думать. Именно об этом весь ее фильм – о «тайном и стыдном». Герои «Мыла» – жалкие герои: неполноценные, ненужные, извращенные. Но сняты они с такой безоговорочной нежностью и пониманием, что не приходит в голову оценивать их именно так. С помощью невинной уловки режиссер помогает зрителю выйти не только за рамки общественных стереотипов, но и за свои собственные рамки. Ведь каждый, кто примет героев фильма, в следующую минуту окажется перед фактом: только что, сам того не зная, он принял себя самого.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×