Страна приливов

Сюжет: Страна Приливов – поэтическое пространство фильма, родившееся в сплетении наркотического бреда отца (Джефф Бриджес) и детских фантазий дочери (Джодель Ферланд). Но в фильме это, в то же время, единственная реальность, которая предлагается зрителю. Отсюда и вопрос, где пролегает граница фантазий и реальности? - и сразу же ответ: граница в любом случае осталась далеко позади.

«Все страньше и страньше», - говорила Алиса в Стране Чудес. По тому же принципу развивается действие в фильме Терри Гилльяма. Начинается картина с путешествия, из точки А в точку В. В исходном пункте гибнет мать главной героини, растолстевшая кукла, которую с одинаковой страстью убили кашель, героин и шоколад. Отчий дом делает страшную гримасу и растворяется в свете апокалипсических звезд: эдакая погребальная ладья для всего, что оставалось нормального, хотя уже тяжело больного. В этот момент даже беспрерывно бредящий отец понимает, что этот дом – больше не дом, и отправляется в Ютландию, страну, которая лежит по ту сторону океана. Он собирается попасть туда вместе с дочкой Джализой-Розой, по дороге остановившись ненадолго в доме своей матери. Однако довольно быстро становится понятно, что у океана нет той стороны, а есть только дно, населенное странными существами, давно жаждущими проглотить осколки озверевшего мира. Итак, отец с дочерью пребывают в пункт В, а именно – в дом бабушки Джализы-Розы. В первый же момент это жилище предстает иллюстрацией к сто первому году одиночества. Последним штрихом выступает разлагающийся в кресле-качалке труп отца (этот – выполнил свою миссию загробного перевозчика и сразу же выбыл из игры), с которого Джализа-Роза каждое утро и вечер смахивает мух и муравьев. В дальнейшем зритель видит, что дом не просто обветшал и запустел, а давно провалился под землю, или под воду, словом, расположился в Стране Приливов. Ржаные поля и синее небо, принявшие в свое лоно осиротевшую девочку, -отнюдь не диснеевский пейзаж, а полуистлевший занавес, сквозь щели которого просвечивает ад. И Джализа-Роза то и дело с очень достоверной смесью удовольствия и страха раздвигает завесы, проваливается в норы, опускается на дно… Здесь она находит своего «целовашку» - брата, друга и любовника в лице слабоумного эпилептика Дикенса. Между делом обнаруживается, что этот, по сути лишенный возраста и пола, калека в прошлом был любовником покойной бабушки Розы. А его сестра, среднее между пиратом, призраком, кукольником и женщиной, когда-то любила розиного отца. Нет, пожалуй это не сто первый, а тысяче первый год одиночества; а возможно, 2006 год?

Терри Гилльям на протяжении всего творчества не перестает припугивать своего зрителя жутким оскалом выродившегося мира. Фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» многокрасочно проиллюстрировал провал рациональной западной культуры. В «12 обезьян» эпидемия, уничтожившая цивилизацию, заставила оставшихся в живых опуститься под землю и оттуда, из глубин антиутопии, раскручивать обратно нитку человеческого времени, которая привела людей к катастрофе. Красный Рыцарь в «Короле-рыбаке» проскакал по улицам Нью-Йорка. И кажется, везде у режиссера была позиция, пусть неявная, пусть 25-м кадром: «мир дошел до своего конца, пора спасаться!» И уже сорвав весь запас своих голосов, Терри Гилльям закрыл глаза и ушел «на каникулы» - опустился в Страну Приливов.

Утомившись, по-видимому, от съемок «Братьев Гримм» (этот фильм, хоть и является сказкой, парадоксальным образом находится в стороне от указанной тенденции), режиссер плюнул и завернул наконец за пресловутый угол, из-за которого должен был раньше выскакивать чертик. Он подвел зрителя вплотную к Страшному Человеку из «Малхолланд Драйв», заставил поцеловать его и затем поселил в одиноком доме в степи, оставив наедине со своими страхам и грезами. Линчевская бабушка-кактус просвечивает сквозь доски этого дома. Хельнвайновские девочки в хирургических тисках подмигивают глазами главной героини и ее лучших подруг – оторванных кукольных головок. Льюис Кэрролл упустил своего кролика – и вот он зажарен и подан на трапезу к мертвецу. «Страна Приливов» даже не то что состоит из цитат, это просто мастерски составленная антология всего, что касается абсурда и его законов, жестоких, пугающих, сводящих с ума, красивых… Фильм – как лоскутное одеяло без единого шва; как знахарский отвар, в котором растворен ворох чудодейственных травок.

Джализа-Роза, странная темная роза, - королева зазеркалья, которое названо Страной Приливов. Чистота и стыдливость, традиционно связанные с образом ребенка, встречаются в этой стране с провокационным бесстыдством юродивого, который кидает обвинения миру. Подобная дружба могла бы стать спасительным синтезом, но вместо того она растворяется в океане, который поглотил все и властвует надо всем. Законы жанра теряют силу, связи распадаются, все обращается в хаос. Земля станет небом, стоит Розе наклонить голову. А если она попадет в опасность, ее спасет отважный капитан, охотник на Большую Акулу. Что ж, Акула будет побеждена: сойдет с рельс поезд, под который девочка со своим другом заложили взрывчатку. Может быть, мир очистится в огне? Но, подойдя к месту крушения, королева увидит лишь пляшущие, воющие фигуры, и так мало будет различий между кривляньями покалеченных людей и движеньями ее больного друга. Весь мир покалечен, в нем нет места ни для греха, ни для возмездия. Зато над ним летают горящие светлячки. Это так красиво.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×