Страна приливов

Сюжет: Страна Приливов – поэтическое пространство фильма, родившееся в сплетении наркотического бреда отца (Джефф Бриджес) и детских фантазий дочери (Джодель Ферланд). Но в фильме это, в то же время, единственная реальность, которая предлагается зрителю. Отсюда и вопрос, где пролегает граница фантазий и реальности? - и сразу же ответ: граница в любом случае осталась далеко позади.

«Все страньше и страньше», - говорила Алиса в Стране Чудес. По тому же принципу развивается действие в фильме Терри Гилльяма. Начинается картина с путешествия, из точки А в точку В. В исходном пункте гибнет мать главной героини, растолстевшая кукла, которую с одинаковой страстью убили кашель, героин и шоколад. Отчий дом делает страшную гримасу и растворяется в свете апокалипсических звезд: эдакая погребальная ладья для всего, что оставалось нормального, хотя уже тяжело больного. В этот момент даже беспрерывно бредящий отец понимает, что этот дом – больше не дом, и отправляется в Ютландию, страну, которая лежит по ту сторону океана. Он собирается попасть туда вместе с дочкой Джализой-Розой, по дороге остановившись ненадолго в доме своей матери. Однако довольно быстро становится понятно, что у океана нет той стороны, а есть только дно, населенное странными существами, давно жаждущими проглотить осколки озверевшего мира. Итак, отец с дочерью пребывают в пункт В, а именно – в дом бабушки Джализы-Розы. В первый же момент это жилище предстает иллюстрацией к сто первому году одиночества. Последним штрихом выступает разлагающийся в кресле-качалке труп отца (этот – выполнил свою миссию загробного перевозчика и сразу же выбыл из игры), с которого Джализа-Роза каждое утро и вечер смахивает мух и муравьев. В дальнейшем зритель видит, что дом не просто обветшал и запустел, а давно провалился под землю, или под воду, словом, расположился в Стране Приливов. Ржаные поля и синее небо, принявшие в свое лоно осиротевшую девочку, -отнюдь не диснеевский пейзаж, а полуистлевший занавес, сквозь щели которого просвечивает ад. И Джализа-Роза то и дело с очень достоверной смесью удовольствия и страха раздвигает завесы, проваливается в норы, опускается на дно… Здесь она находит своего «целовашку» - брата, друга и любовника в лице слабоумного эпилептика Дикенса. Между делом обнаруживается, что этот, по сути лишенный возраста и пола, калека в прошлом был любовником покойной бабушки Розы. А его сестра, среднее между пиратом, призраком, кукольником и женщиной, когда-то любила розиного отца. Нет, пожалуй это не сто первый, а тысяче первый год одиночества; а возможно, 2006 год?

Терри Гилльям на протяжении всего творчества не перестает припугивать своего зрителя жутким оскалом выродившегося мира. Фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» многокрасочно проиллюстрировал провал рациональной западной культуры. В «12 обезьян» эпидемия, уничтожившая цивилизацию, заставила оставшихся в живых опуститься под землю и оттуда, из глубин антиутопии, раскручивать обратно нитку человеческого времени, которая привела людей к катастрофе. Красный Рыцарь в «Короле-рыбаке» проскакал по улицам Нью-Йорка. И кажется, везде у режиссера была позиция, пусть неявная, пусть 25-м кадром: «мир дошел до своего конца, пора спасаться!» И уже сорвав весь запас своих голосов, Терри Гилльям закрыл глаза и ушел «на каникулы» - опустился в Страну Приливов.

Утомившись, по-видимому, от съемок «Братьев Гримм» (этот фильм, хоть и является сказкой, парадоксальным образом находится в стороне от указанной тенденции), режиссер плюнул и завернул наконец за пресловутый угол, из-за которого должен был раньше выскакивать чертик. Он подвел зрителя вплотную к Страшному Человеку из «Малхолланд Драйв», заставил поцеловать его и затем поселил в одиноком доме в степи, оставив наедине со своими страхам и грезами. Линчевская бабушка-кактус просвечивает сквозь доски этого дома. Хельнвайновские девочки в хирургических тисках подмигивают глазами главной героини и ее лучших подруг – оторванных кукольных головок. Льюис Кэрролл упустил своего кролика – и вот он зажарен и подан на трапезу к мертвецу. «Страна Приливов» даже не то что состоит из цитат, это просто мастерски составленная антология всего, что касается абсурда и его законов, жестоких, пугающих, сводящих с ума, красивых… Фильм – как лоскутное одеяло без единого шва; как знахарский отвар, в котором растворен ворох чудодейственных травок.

Джализа-Роза, странная темная роза, - королева зазеркалья, которое названо Страной Приливов. Чистота и стыдливость, традиционно связанные с образом ребенка, встречаются в этой стране с провокационным бесстыдством юродивого, который кидает обвинения миру. Подобная дружба могла бы стать спасительным синтезом, но вместо того она растворяется в океане, который поглотил все и властвует надо всем. Законы жанра теряют силу, связи распадаются, все обращается в хаос. Земля станет небом, стоит Розе наклонить голову. А если она попадет в опасность, ее спасет отважный капитан, охотник на Большую Акулу. Что ж, Акула будет побеждена: сойдет с рельс поезд, под который девочка со своим другом заложили взрывчатку. Может быть, мир очистится в огне? Но, подойдя к месту крушения, королева увидит лишь пляшущие, воющие фигуры, и так мало будет различий между кривляньями покалеченных людей и движеньями ее больного друга. Весь мир покалечен, в нем нет места ни для греха, ни для возмездия. Зато над ним летают горящие светлячки. Это так красиво.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер №2 (18+)
Леди Макбет
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×