Первый после Бога

Сюжет: Финляндия, 1944 год. На военную базу из освобожденного Ленинграда приезжает юная Танька. Все кажется ей прекрасным. Но особенно – командир подводной лодки Александр Маринин, настоящий герой. Она влюбляется в него с первого взгляда. Маринин – любимец Фортуны, каждый его поход увенчивается победой. Но над бесстрашным командиром сгущаются тучи. На базе появляется новый особист – майор НКВД Шарабидзе. Маринин становится объектом охоты не только врагов, но и своих…

«Подводные войны. Погружение первое»

«Первого после Бога» можно воспринимать двояко. С одной стороны это довольно средняя постановка, не сумевшая избежать традиционных для дебютантов ошибок и не брезгующая штампами, что можно списать на неопытность режиссера. Но с другой стороны, это большой коммерческий продукт, исключительно назойливо выдающий себя совсем не за то, чем он на самом деле является. И этот момент серьезно снижает общую оценку работы, заставляя вместо разбора ленты начинать рецензию с попытки развенчать несколько мистификаций.

Создатели картины с нескрываемой гордостью заявляют о том, что их фильм стал единственным кинематографическим подарком стране в год шестидесятилетия Победы, при этом как-то нетактично умалчивая про подоспевшую непосредственно к майскому празднику драму «Красное небо. Черный снег» и постановку Атанесяна «Сволочи», лишь в самый последний момент перенесенную на февраль-2006. И это при том, что изначально обе ленты должны были стартовать в один день! Некрасиво.

Вторым пунктом претензий является жанровое позиционирование «Первого после Бога». На волне ли успеха «Девятой роты», или же просто ради большей кассовой привлекательности, но кому-то в голову пришла идея заявить картину военным боевиком, тем самым заранее настроив зрителя на ожидание кардинально иного зрелища. Но вялотекущие попойки офицерского состава и взаимоотношения дружественных народностей (русских и шведок в данном конкретном случае) не укладываются в каноны жанра, а двух сцен с компьютерной графикой – в начале и конце картины, для подобного позиционирования явно недостаточно.

Еще больше недовольства вызывают беспомощность драматургии и сырость режиссуры. Василию Чигинскому отчаянно не хватает богатства визуального лексикона: заложив в сюжет несколько эффектных ракурсов, у него не получается одним лишь языком камеры объяснить зрителю эмоциональную подоплеку эпизода – одинокий чемодан стоящий на пристани у Чигинского не значит сам по себе ничего. Лишь закадровый нарратив специально для этих целей введенной в сюжет Таньки сглаживает внезапные скачки сценария, скороговоркой комментируя неудостоенные кинопленки события и вызывая скупую слезу в сцене, отмеченной в сценарии ремаркой «а здесь зал начинает рыдать». Прием довольно дешевый и подчеркивающий больше, чем скрывающий – подчистив исходные события, сложить получившийся винегрет в самодостаточную историю не получилось.

Наконец, искренне раздражает особый упор авторов постановки на историческую достоверность, о которой они успели рассказать в каждом интервью. Но при этом история Александра Маринеско, легшая в основу сценария, легкими обстругивающими движениями лишилась самых спорных своих моментов. Действительно, разве показался бы зрителю разбитной рубаха-парень героем, знай они, что вместе с пятью тысячами выпускников школы подводников, перебрасывавшихся на военные базы гитлеровской Германии, ко дну пошли и гражданские лица: члены офицерских семей и просто эвакуировавшиеся из неспокойного района люди.

Из восьми тысяч человек, находившихся на борту «Вильгельма Густлова» (фигурировавшего в кино под псевдонимом «Атилла»), спаслось лишь 1230, а Маринеско, потопивший в том же походе крейсер «Генерал фон Штойбен» (еще три тысячи человек), получил по возвращении в порт орден и денежную премию. Нет, с такими подробностями герой превратился бы в алкоголика-социопата, и авторы, возопив очередной раз о достоверности и вдохновленности историей его жизни, ничтоже сумняшеся вымарали из фильма все упоминания о том, что в последнем походе подлодку Маринеско сопровождал особист, а в море ему позволили выйти лишь из-за того, что взбунтовавшийся экипаж отказался служить новому капитану.

Куда удобнее сценаристу Илье Авраменко оказалось поделить реальность на черное и белое, в которой проштрафившийся, но все равно благородный герой, неизвестно с какой целью скомпроментированный негодяем-НКВДшником, мстит фашистскому гаду за гибель товарища. Дескать, и в море он пошел, как лучший, ибо больше некому, и копавший под него особист разом все простил, забыл и поспешил откланяться. И конечно же, посмотрев картину зритель ни за что не узнает, что «победоносный» поход стал для Маринеско последним, а спустя всего несколько месяцев он был уволен с флота с понижением звания и без сохранения пенсии за пьянство и моральное разложение.

Вот такой вот выбеленный подарок преподнес стране режиссер Василий Чигинский, поделившийся сокровенным перед пресс-конференцией с одним из моих товарищей: «Надеюсь, после этого фильма я стану знаменитым». Что вы, господин Чигинский! Если вы трудились только ради славы, то все было напрасно – зритель уже и так знает вас. По «Зеркальным войнам».

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер №2 (18+)
Леди Макбет
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Сверхлюди
Трейлер №2
3
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Тихоокеанский рубеж 2*
Тизер для Comic-Con
2
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×