Рецензия на фильм «На пределе»

Рецензия на фильм «На пределе»

Фильм Фатиха Акина, принёсший Диане Крюгер премию Каннского фестиваля, а позднее забравший «Золотой глобус»: ещё один взгляд на террор с точки зрения ждущей правосудия жертвы.

Сюжет:В результате взрыва фрау Шекерджи - или просто Катя - теряет мужа и маленького сына. Гамбургская полиция отрабатывает версию, что метили в Нури - выходца из Турции, курда, отсидевшего четыре года за наркотики, и, вполне возможно, продолжившего на воле заниматься противоправной деятельностью. Однако безутешная вдова уверена, что убийство - дело рук нацистов: «У кого ещё были причины?..»

Будь фильм Фатиха Акина про Россию, его, конечно, быстро бы запретили. Даже не так: ему бы вовсе не дали состояться. Сюжеты про то, как нацизм в самых разнообразных своих проявлениях всё глубже проникает в современное общество, у нас, естественно, не популярны. И даже если кто-то и пытается об этом говорить (смотри не только давнюю «Россию 88», но и относительно свежих «Психов»), невелики шансы этих картин быть по-настоящему замеченными и произвести на свет взволнованную общественную дискуссию.

Трейлер фильма «На пределе»

Немцы в этом отношении более честны перед собой - и от волнующей их темы не отворачиваются. При этом автору хватает лишь нескольких штрихов, чтобы обозначить расширяющуюся между людьми пропасть: тогда как отец террориста готов если не извиниться перед родственниками жертв, то по крайней мере принести соболезнования, вежливый адвокат, действуя исключительно в рамках закона, выглядит таким же нацистом, как и его подопечные.

Фичуретка фильма «На пределе»

«На пределе» и важный, и интересный фильм. Внушает уважение само его построение: всё предельно лаконично, ничего лишнего. Разбив историю на три главы, Акин словно бы снял три самостоятельных ленты - со своей завязкой и со своим развитием. И так уж выходит, что сама структура картины даёт простор для проскальзывающих спойлеров: основательный разговор о ней невозможен без размышлений об итогах судебного процесса, а самые неторопливые критики сразу ухватываются за слова героини о том, что если бы выжил муж, то «он не стал бы обращаться в суд».

Может показаться, что взгляд Акина поверхностен: он смотрит на ситуацию только с одной стороны. Конечно, снимать кино про природу Зла куда выигрышнее - только вот это очень опасная территория. Редкий такой фильм избегает соблазна нет-нет да и посочувствовать своим отрицательным персонажам, пытаясь найти их действиям хоть какое-то, но оправдание. Но Акин намеренно выводит преступников за скобки своего уравнения, практически (за малым исключением) не давая им человеческих черт: они серы и безмолвны, уставились в одну точку и застыли.

Фрагмент из фильма «На пределе»

Неинтересен в данном случае режиссёру и фон - реакция прессы, например; это не голливудское кино, давно научившееся «возвышать» трагедию. В центре внимания здесь - одна только главная героиня: убив её самых близких, нацисты убили и её, просто это оказалось «отсроченное» убийство. Решение, которое в конечном счёте принимает Катя, не может не вызвать споров - и в этом ещё одно отличие картины от аналогичных.

Успешен ли Фатих Акин в своём стремлении рассказать именно эту историю именно так? Вполне. При помощи Дианы Крюгер он создал фильм о непередаваемой боли - которую зритель лишь отчасти, на полпроцента, может вообразить, представив ощущения от набивания на коже большой татуировки. У Кати это самурай - символическая фигура воина, готового бороться до самого конца.

Фрагмент из фильма «На пределе»

Здесь очень выразительный и красивый финал (единственная «красивость» во всём фильме). Камера поднимается от земли к небу, делает круг - и возвращается к морю, которое во всём своём величии медленно опускается в кадр сверху вниз. Затем взгляд останавливается на поверхности воды, по ней гуляют солнечные блики, а ниже проступает песочное дно.

При желании можно принять это за визуальную метафору попытки автора дойти до самой сути, постичь всю глубину поднятого им вопроса. Не зря же третья глава - после «Семьи» и «Правосудия» - неожиданно называется «Море».

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Джон Уик 3
Дублированный трейлер
Курск
Дублированный трейлер
Покемон. Детектив Пикачу
Дублированный трейлер
Точка возврата
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мы
Дублированный трейлер
4
Айка
Трейлер
1
Джон Уик 3
Дублированный трейлер
1
Русский бес
Трейлер
0
Пылающий
Дублированный трейлер
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
«Оскар-2019»: все номинанты на премию Американской киноакадемии
В Лос-Анджелесе объявлены претенденты на премию Американской киноакадемии.
Настоящие Гостбастеры покажут, как нужно охотиться
Сын создателя оригинальных «Охотников за приведениями» Джейсон Рейтман готовит возвращение настоящих героев франшизы.
Кино снимают: Ченнинг Татум и Эдгар Райт
Ченнинг Татум и Эдгар Райт планируют свои дебюты: Татум станет режиссером, а Райт поставит первый хоррор.
Рецензия на фильм «Зелёная книга»
Неожиданно приличный фильм Питера Фаррелли, со всей очевидностью претендующий сейчас на «Оскара».
Рецензия на фильм «Бабушка легкого поведения 2. Престарелые Мстители»
Александр Ревва вновь переоденется в экстравагантную Александру Павловну Фишман. Сюжет интереснее, шутки те же.
по комментариям
Рецензия на фильм «Т-34»
Режиссёр «Бригады» возвращается со стрелялкой про танк; отныне война для россиян - новогоднее блюдо.
7
Без Джека Воробья надежнее и экономнее
Студия «Disney» активно разрабатывает перезапуск «Пиратов Карибского моря» без Джека Воробья.
7
Рецензия на фильм «Две королевы»
Сирша Ронан и Марго Робби в исторической драме о борьбе за престол; много хуже, чем «Ещё одна из рода Болейн».
7
Съемки шестого Терминатора завершены
Месяц назад завершились основные съемки шестого «Терминатора», которые держались в строжайшей секретности.
6
Хоррор Спауна
Фильмы про супергероев переходят на новый уровень: от развлекательного экшн-аттракциона к леденящему кровь ужасу.
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×