Рецензия на фильм «Хэппи-энд»

Рецензия на фильм «Хэппи-энд»

«Хэппи-энд» может показаться не самым важным фильмом Михаэля Ханеке, хотя здесь он выходит на новую для себя территорию – исследуя современную жизнь в том числе и при помощи интернета.

Сюжет: Теперь Михаэль Ханеке ведёт наблюдение за европейскими буржуа в Periscope: любви нет, счастья нет, но всё будет хорошо, если интернет не отключат.

«Хэппи-энд» (Happy End), Франция - Германия - Австрия, реж. Михаэль Ханеке, в ролях: Фантина Ардуин, Жан-Луи Трентиньян, Матьё Кассовиц, Изабель Юппер, Франц Роговский, Лаура Верлинден, Хассам Ганси, Любна Абидар, Тоби Джонс.

Еве почти тринадцать, и она только что подмешала нервозной матери лишних антидепрессантов. Как итог - ей приходится влиться в семью живущего в новом браке отца, где никто, конечно, не подозревает, какие черти водятся в этой тихой девчушке.

Трейлер фильма «Хэппи-энд»

«Хэппи-энд» был бы совершенно обычным фильмом, будь он фильмом совершенно обычного режиссёра. Тогда это кино наверняка бы хвалили: распад семьи, распад Европы, беженцы, насилие, куда катится мир.

Это ровное, слегка меланхоличное и лишённое сильных эмоциональных всплесков произведение, в котором самый главный ужас (девочка убивает собственную мать) проговаривается как будто бы вполголоса, ещё в прологе, без какого-либо душещипательного акцента. По этому поводу нет ни рефлексии, ни дум, ни переживаний; никто из героев про это не знает и никому из них это не интересно.

Будь это картина какого-нибудь, допустим, дебютанта, ему бы не без восторгов и не без радости (вот она, молодая европейская кровь!) прочили титул, например, «нового Ханеке». И это было бы совсем даже неплохо, потому как Ханеке - определённо не худший образец для подражания.

Беда в том, что «Хэппи-энд» - это и есть фильм Михаэля Ханеке, 75-летнего мэтра, давнишнего каннского любимца, одного из крупнейших режиссёров нашего времени. А потому к нему, соответственно, совершенно иные и требования, и претензии: ведь все привыкли ждать от Ханеке только шедевров. Зная, кто стоит здесь по ту сторону камеры, зритель «вправе» рассчитывать на нечто эдакое - на ощущения, подобные тем, что великий мастер в полной мере предоставлял желающим в своих прошлых картинах (не лишним будет напомнить тут про наш материал «Волчье время по Михаэлю Ханеке»).

Не получив ожидаемого, многие могут расстроиться, решив, будто им чего-то «недодали». Поэтому нередки на этот фильм далеко нелестные отзывы - вплоть до того, что это «худшая его картина». Относиться к подобного рода комментариям следует, конечно, с известным недоверием, но нельзя не согласиться, что из общего ряда ханековских лент «Хэппи-энд» определённо выделяется - и да, вроде бы не в лучшую сторону.

Фрагмент из фильма «Хэппи-энд»

И это проблема многих именитых режиссёров - особенно таких, что два раза подряд выиграли в Каннах, перед этим насобирав там массу других важных призов, а под конец отхватив ещё и «Оскар». Им «не позволено» теперь снимать «пустячки» - вернее, не все соглашаются с тем, что можно им иногда позволить снять нечто необязательно феноменальное. Ситуация усугубляется возрастом Ханеке, который максимального пика признания достиг уже на восьмом десятке: сколько б картин он ещё не выпустил, в каждой из них волей-неволей будут искать его «творческое завещание». Выбирая название для данной своей ленты, автор наверняка иронизировал именно над этим.

А ещё до этого он шутил, что собирается снимать фильм об интернете - и разве нет?.. «Хэппи-энд», конечно, не только об этом, но и об этом тоже. Фильм начинается и заканчивается айфонными записями для условного перископа. Это послания одновременно и для всех, и для никого: несмотря на то, что Ева признаётся в них в убийстве, ни родственники, ни полиция этих свидетельств не замечают - вероятно, они слишком стары, чтобы следить за новыми веяниями и молодёжными увлечениями (ну кто кроме тринадцатилетних смотрит ищущих хайпа видеоблогеров?..).

Хотя отец девочки и ведёт необыкновенно откровенную и страстную переписку в условном фейсбуке (к слову, тут нельзя не заметить некоторых перекличек с вышедшим годом ранее «Персональным покупателем» Оливье Ассайаса). Но получая от любовницы горячие эротические послания («Не скрывай от меня свои сексуальные наклонности, даже самые тёмные. Пользуйся мной»), он и не подозревает, как легко всё это может быть прочитано кем-то другим, если забыть защитить ноутбук надёжным паролем.

Фрагмент из фильма «Хэппи-энд»

Старикам остаются навечно запечатлевшие их истлевающие жизни статичные фотоальбомы. Эпизод, когда дед показывает Еве бабушкины снимки, признаваясь, что задушил супругу - и не жалеет об этом, - единственное, что связывает «Хэппи-энд» с «Любовью». Что тоже символично: раньше фотоальбомы хранили действительно отголоски любви - потому как кому нужно было печатать на память доказательства ненависти?.. Возможности цифрового мира куда шире - и современные веб-страницы вмещают в себя куда большую гамму чувств: интернет, как известно, живёт далеко не только одной лишь любовью.

Это влияние глобальной сети на подлинную человеческую жизнь и подчёркивает в своём фильме Ханеке: любви здесь нет и, вероятно, больше не будет.

Похожая история - и с насилием, которое всегда было одной из важнейших тем в лентах Ханеке. Тот же дед рассказывает внучке, что однажды увидел, как хищница буквально разорвала слабую птичку, резюмируя: когда видишь подобное по телевизору - это кажется нормальным, но в реальности - руки дрожат. Заменить телевизор на интернет - и понятно, почему Ева вообще не раскаивается в содеянном: смерть сперва хомячка, а потом и матери она видела через экран айфона, словно бы не снимая своё видео, а смотря чужое.

Это отстранение - вполне в духе былых картин выдающегося австрийца, поэтому никак нельзя сказать, что в «Хэппи-энде» он отошёл от собственных заветов. Вовсе нет: Ханеке и здесь продолжает развивать свои давние идеи, просто, быть может, подкармливаемому интернетом зрителю всё сложнее их теперь считывать.

Фрагмент из фильма «Хэппи-энд»

Не хочется заканчивать этот обзор штампованными фразами про то, что Ханеке «выносит приговор современному обществу», обличая его пагубные явления и общее несовершенство. Не меньшим штампом будут слова и про зеркало, которое режиссёр вновь ставит перед нами (хотя, конечно, не столько перед нами, сколько перед европейским зрителем: с российским темпераментом этот автор определённо не совпадает).

Его фильм - это просто очередной взгляд на жизнь, взгляд через Periscope; для одних героев эта жизнь уже заканчивается, для других - только начинается. Когда уже Ева через семьдесят лет будет отмечать своё 85-летие, вокруг будет совершенно иной мир; но вот какой - во многом зависит не от нас, а именно от неё.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Пятьдесят оттенков свободы
Дублированный трейлер
Веном
Дублированный тизер
Тихоокеанский рубеж 2
Дублированный трейлер №2
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Парадокс Кловерфилда*
ТВ-спот с Супербоула
2
Хан Соло: Звездные войны. Истории
Дублированный ТВ-спот с Супербоула
1
Чёрная Пантера
Фичуретка №2
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Новая «охота на ведьм» коснулась «Смерти Сталина»
Впавшего в немилость Джеффри Тэмбора не смогли вырезать из фильма, но убрали с американских афиш.
Шварценеггер как никогда близок к посту президента США
Каст полнометражного «Кунг Фьюри» пополнился Арнольдом Шварценеггером.
«Хэллоуин» возвращается
Джейми Ли Кёртис опубликовала фотографию, подтверждающую, что съёмки нового «Хэллоуина» идут полным ходом.
Рецензия на фильм «Секретное досье»
Газетчики выступают против правительства; «заслуживающее» запрета объяснение понятия «патриотизма» от Стивена Спилберга
«Последний богатырь 2» запущен в производство
Компания «Yellow Black and White» приступила к работе над второй частью «Последнего богатыря». Над сценарием уже работает авторская группа первого фильма.
по комментариям
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
16
Премьера «Мстителей» перенесена
«Танки» оттолкнули новых «Мстителей» от выхода в прокат на День Победы.
7
«Оскар-2018»: все номинанты на премию американской киноакадемии
В Лос-Анджелесе объявили претендентов на премию Американской киноакадемии. В числе номинантов на звание лучшего фильма на иностранном языке фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь».
7
Рецензия на фильм «Пятьдесят оттенков свободы»
Новые «Пятьдесят оттенков» заставляют вспомнить героинь Джейн Остин: тех тоже не устраивала роль безропотных сабмиссив.
5
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×