Рецензия на «Форс-мажор»

Рецензия на «Форс-мажор»

Рецензия Андрея Пискова на картину «Форс-мажор», которая по факту является вовсе не докучливой драмой о смене гендерных ролей в суровых реалиях меняющегося мира, а едкой сатирой на современное общество в целом, которое, при всей его культурной и технологической продвинутости, не может избавить человека от самого главного — его низменных инстинктов:

Сюжет: Фильм рассказывает о взаимоотношениях мужа-шведа и жены-норвежки, которые навсегда изменились после того, как на горнолыжном курорте глава семейства, думая, что их сейчас накроет лавина, побежал в укрытие, бросив на произвол судьбы жену и двоих детей.
Сцены из супружеской жизни

На первый взгляд новая лента Рубена Эстлунда, на данный момент одного из ведущих шведских режиссеров, выгодно выбивается из фильмографии автора. Втиснутый в жанровую рамку психологического триллера, «Форс-мажор» лишен социальной подоплеки предыдущих работ постановщика, будь то «Добровольно-принудительно» (разрозненный набор псевдодокументальных зарисовок из жизни «поехавших» шведов) или «Play» (отстраненный взгляд на проблему скандинавских мигрантов). Вместе с тем творческая манера Эстлунда, даже учитывая смену постоянного оператора, практически не изменилась. «Форс-мажор», как и его прошлые картины, преимущественно состоит из статичных кадров и четко выстроенных мизансцен, лишь изредка перебиваемых нестандартным ракурсом или энергичной монтажной нарезкой. Однако традиционная для режиссера неспешность визуального ряда в этот раз компенсируется богатой фактурностью декораций и повышенным драматизмом происходящего.

Курьезную историю о трусости шведского семьянина Эстлунд помещает в безликий туристический курорт где-то во французских Альпах, тем самым удачно используя безмолвное величие природы и отточенные горнолыжные механизмы для придания бытовой истории несвойственного ей саспенса. Ту же функцию несет в себе и знаменитый концерт Вивальди «Летняя гроза» из цикла «Времена года», который на протяжении всех двух часов будоражит не хуже культовой мелодии Бернарда Херманна из «Психо» и уже одним своим названием намекает зрителям на неизбежность грядущей катастрофы. В этот заснеженный и холодный ландшафт Эстлунд вписывает не менее отстраненных в своей внешней благополучности персонажей лишь для того, чтобы уже на десятой минуте разбить эту мнимую оболочку вдребезги. Точно так же и нехитрый сюжет о бизнесмене Томасе, который при неожиданном сходе лавины в приступе паники бросил жену и детей на произвол судьбы, из локального конфликта достаточно быстро перерастает в борьбу полов, где женщина предстает в намного более выгодном свете, чем мужчина.

Но, несмотря на интригующее начало, не стоит ждать от «Форс-мажора» каких-то крутых сюжетных поворотов или глубоких психологических откровений: догадливый зритель уже по прочтении синопсиса поймет, что ничего хорошего от этой «счастливой» семейки ждать не стоит. Интересно другое. Эстлунд, кажется, впервые в своей фильмографии пытается выйти за рамки социально-психологического кино, демонстративно не вынося приговор ни одной из сторон конфликта. Его как заядлого экспериментатора завораживают, прежде всего, эмоционально-поведенческие реакции своих героев, которые, словно кролики в клетке, мечутся между номером отеля и занесенными склонами гор без надежды на выход из сложившейся ситуации. И, как в любом хорошем эксперименте, процесс тут привлекателен даже больше, чем результат, который более или менее известен всем. В конечном счете, «Форс-мажор» оказывается вовсе не докучливой драмой о критике маскулинности или смене гендерных ролей в суровых реалиях меняющегося мира, а едкой сатирой на современное общество в целом, которое, при всей его культурной и технологической продвинутости, не может избавить человека от самого главного — его низменных инстинктов.

video

скачать видео

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
12
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×