Рецензия на «Мастера и Маргариту»

Рецензия на «Мастера и Маргариту»

Мы посмотрели ленту Юрия Кары «Мастер и Маргарита», рецензирует Анатолий Ющенко:

Сюжет: Действие происходит в 1920-1930-е годы в сталинской Москве и в годы жизни Иисуса Христа в Ершалаиме. Мастер с гениальным озарением описал последние дни жизни Спасителя в своем романе о Понтии Пилате, за который поплатился свободой. Его тайная возлюбленная Маргарита готова на сделку с дьяволом, лишь бы спасти Мастера. В это время некто Воланд, посетивший Москву со своей свитой, наводит ужас на обывателей. Но в мире, где укоренилось зло, и засела нечистая сила, проделки сатаны оборачиваются возмездием за людские грехи и пороки.

«В дурном вкусе»

«Мастер и Маргарита» — кино, что называется, трудной судьбы. Из-за разногласий режиссера и продюсеров, а позднее — из-за потомков Михаила Булгакова, которым принадлежали авторские права на роман, экранизация Юрия Кары семнадцать лет покрывалась густым слоем пыли на полках. За этот промежуток времени картина успела обрасти легендами: кто-то на полном серьезе утверждал, что она вышла чересчур смелой; кто-то поговаривал, что она и вовсе проклята. Уже сегодня, когда оцифрованных, отреставрированных и перемонтированных Мастера с Маргаритой можно посмотреть чуть ли не в каждом кинотеатре страны, всем домыслам мистического толка суждено потихонечку улетучиться. Кара и впрямь сделал вопиюще скверную работу, на которую в лихие 90-е могла последовать самая непредсказуемая реакция от возмущенных почитателей творчества Булгакова. И, пожалуй, только сейчас, когда зритель успел проглотить массу откровенно халтурных перелицовок литературной классики во главе с одноименным — и чего уж там таить — не слишком выдающимся сериалом Владимира Бортко, обостренное восприятие наконец-таки притупилось.

Сильно злиться, дабы не прослыть критиком Латунским, не хочется, да и невозможно не признать тот факт, что со временем фильм Кары стал действительно интересным хотя бы с культурной точки зрения.

Если когда-нибудь наши институты кинематографии примутся из благих намерений демонстрировать абитуриентам самые чудовищные образчики постперестроечного кино, то вот же он — враг номер один в своем подлинном великолепии. Мощный актерский ансамбль здесь не то чтобы переигрывает, он просто пытается соответствовать эстетике дичайшего даже на сегодняшний день китча. И каждый присутствующий в кадре, самозабвенно устраивая на экране некое подобие цирка-шапито, говорит о режиссере Каре и писателе Булгакове даже чуть больше, чем требуется. Да, «Мастера и Маргариту» невозможно идеально экранизировать, потому что единственная безупречная постановка романа у всех у нас — в голове. Но Кара, похоже, осознавая свои творческие силы, и не пытался. Он переосмыслил сложную фантасмагорию, посмотрев на нее с другого ракурса — превратил ее в пошлый анекдот, в бульварное чтиво. Наверное, раньше бы это моментально сошло за святотатство, однако сейчас подобное воспринимается как вполне себе смелая постмодернистская выходка.

Усиливает эффект какое-то абсолютное отсутствие вкуса у режиссера. Его эстетические пристрастия пребывали в 94-м году настолько за гранью добра и зла, от чего нынче возникает стойкое впечатление, что загнал он их туда намеренно. Здесь все чересчур: смешно летят на пол оторванные головы из папье-маше, еще смешнее поэт Бездомный вопит что есть мочи «Братцы, в Кремле нечистая сила!». Здесь наряженная в садо-мазо костюм Маргарита вздымается на метле над ночной Москвой под вагнеровский «Полет Валькирий», а на бал к Сатане поочередно заваливаются насупленные голые тетки, сопровождаемые Петром Первым, Лениным и Гитлером со Сталиным. И, конечно, многие от всего этого будут предсказуемо плеваться, впрочем, не признать в «Мастере и Маргарите» одну из лучших отечественных комедией за много-много лет — лукавство и снобизм, заслуживающие в ответ не менее снисходительной реакции.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×