Рецензия на фильм «Бубен, барабан»

Рецензия на фильм «Бубен, барабан»

Мы посмотрели драму Алексея Мизгирева «Бубен, барабан», рецензирует Анатолий Ющенко:

Сюжет: Екатерина Артемовна — заведующая в районной библиотеке. Все, что у нее есть — маленькая комнатка в общежитии и жалкая зарплата. Влюбившись в приезжего моряка, Катя заставляет себя поверить в то, что в ее тусклой жизни наконец-то появился просвет. Но, когда моряк уходит от нее к молодой соседке, судьба одинокой уставшей библиотекарши вновь летит под откос.

«Так жить нельзя»

В уездном городе N прозябает одинокая библиотекарша, чем-то неуловимо похожая на бессменную телеведущую программы «Время». По утрам она достойно олицетворяет провинциальную российскую интеллигенцию: излучает нравственность, зачитывая перед равнодушными школьниками скрипучий «Завет» Киплинга («Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех...»), а также трепетно растолковывает недалеким поселковым стоматологам особенности характера Наташи Ростовой. А вот в темное время суток Екатерина Артемовна кардинальным образом меняется. Вместо положенного сна, женщина натягивает на голову уродливую спортивную шапку, и отправляется на вокзал, дабы распродать предусмотрительно украденную из госучреждения литературу в поездах дальнего следования.

Так бы и продолжалась эта унылая рутина целую вечность, а может и не вечность, ведь сроки жалкого существования Кати здесь напрямую зависят от наличия книг на опустевших библиотечных рядах. В общем, в поселке вдруг появляется статный блондин в форме капитана ВМФ, появление которого привносит в картину очередное эмоциональное потрясение. Для главной героини — любовь нежданную и негаданную, для тех же, кто смотрит фильм — свежие зрительные ассоциации. Мужчина, красиво покоряющий «пережатое сердце» Екатерины Артемовны высоконравственными речами, действительно похож на нынешнего премьер-министра, как бы это и не отрицал режиссер Алексей Мизгирев, у которого подобные сравнения вызывают шквал авторского негодования.

Как ни странно, Мизгирев вообще многое отрицает. Он с деловитым видом отвергает прямые и очевидные аналогии своего фильма с «Пианисткой» Михеля Ханеке, всячески открещивается от сугубо социальной природы «Бубна», попутно призывая оценить в картине экзистенциальную трагедию русских библиотекарей, обыкновенно питающихся святым духом. И мы бы рады, конечно, но отчего-то не получается совсем. Что самое обидное — кино ведь оказалось безупречным от начала и до конца. Режиссура, будучи схематичной донельзя, довольно пластична. Сценарий с обескураживающими инверсиями, чеканными фразами и смелыми лобовыми метафорами, в которых русская интеллигенции торгует своим культурным наследием, редкостно убедителен. Незаслуженно забытая Наталья Негода, играющая здесь на пределе человеческих возможностей — пожалуй, лучшее, что случалось за последнее время с отечественным кинематографом. Вот только все благие намерения вкупе с талантом постановщика, к сожалению, здесь сжираются с потрохами апокалипсическим фоном.

Есть в фильме знаковый эпизод, где Екатерина Артемовна учит своего отца дыхательной гимнастике («Ты, чтобы сердце отжало, вдыхай вот так «бубен-барабан, бубен-барабан» и выдыхаешь»). Однако в этот момент, зритель ее не слышит совсем, он оглушен всем этим шахтерским захолустьем, где кричащие обшарпанные стены общежитий, стонущие дома культуры и плачущееся повсеместное запустение. Зритель этот задержал воздух в легких, когда фильм только начался, и с нетерпением ждал лишь одного — финальных титров. В доказательство того, что любовь всегда рифмуется с кровью, к финалу в морщинистых руках Натальи Негоды будет красоваться остро заточенная бритва. Между тем, подобный ход — еще одна весомая проблема мизгиревского киновысказывания. Про любовь и ее последствия мы так ничего и не услышали, несмотря на то, что смотрели фильм внимательно. Лейтмотивом на протяжении всего хронометража здесь звучало лишь одно-единственное причитание. Тихое, но пронзительное, кажется, так и несказанное вслух: «Так жить нельзя, так жить нельзя, так жить нельзя». «Не хочешь жить — не живи», — устало произнесет стальная библиотекарша несколько позднее. И ведь не поспоришь даже, такая вот простая житейская философия еще одного фильма, невольно задохнувшегося в красноречивых постсоветских реалиях.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Американская история ужасов
Трейлер седьмого сезона
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Напарник
Трейлер
1
Оно
Трейлер №2
1
Мама!
Тизер
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Соло для Джаббы Хатта
В Lucasfilm продолжают раздувать вселенную «Звездных войн» и замахнулись на постановку фильма о Джаббе Хатте
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
по комментариям
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
17
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
4
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
3
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях