Рецензия на фильм «Бубен, барабан»

Рецензия на фильм «Бубен, барабан»

Мы посмотрели драму Алексея Мизгирева «Бубен, барабан», рецензирует Анатолий Ющенко:

Сюжет: Екатерина Артемовна — заведующая в районной библиотеке. Все, что у нее есть — маленькая комнатка в общежитии и жалкая зарплата. Влюбившись в приезжего моряка, Катя заставляет себя поверить в то, что в ее тусклой жизни наконец-то появился просвет. Но, когда моряк уходит от нее к молодой соседке, судьба одинокой уставшей библиотекарши вновь летит под откос.

«Так жить нельзя»

В уездном городе N прозябает одинокая библиотекарша, чем-то неуловимо похожая на бессменную телеведущую программы «Время». По утрам она достойно олицетворяет провинциальную российскую интеллигенцию: излучает нравственность, зачитывая перед равнодушными школьниками скрипучий «Завет» Киплинга («Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех...»), а также трепетно растолковывает недалеким поселковым стоматологам особенности характера Наташи Ростовой. А вот в темное время суток Екатерина Артемовна кардинальным образом меняется. Вместо положенного сна, женщина натягивает на голову уродливую спортивную шапку, и отправляется на вокзал, дабы распродать предусмотрительно украденную из госучреждения литературу в поездах дальнего следования.

Так бы и продолжалась эта унылая рутина целую вечность, а может и не вечность, ведь сроки жалкого существования Кати здесь напрямую зависят от наличия книг на опустевших библиотечных рядах. В общем, в поселке вдруг появляется статный блондин в форме капитана ВМФ, появление которого привносит в картину очередное эмоциональное потрясение. Для главной героини — любовь нежданную и негаданную, для тех же, кто смотрит фильм — свежие зрительные ассоциации. Мужчина, красиво покоряющий «пережатое сердце» Екатерины Артемовны высоконравственными речами, действительно похож на нынешнего премьер-министра, как бы это и не отрицал режиссер Алексей Мизгирев, у которого подобные сравнения вызывают шквал авторского негодования.

Как ни странно, Мизгирев вообще многое отрицает. Он с деловитым видом отвергает прямые и очевидные аналогии своего фильма с «Пианисткой» Михеля Ханеке, всячески открещивается от сугубо социальной природы «Бубна», попутно призывая оценить в картине экзистенциальную трагедию русских библиотекарей, обыкновенно питающихся святым духом. И мы бы рады, конечно, но отчего-то не получается совсем. Что самое обидное — кино ведь оказалось безупречным от начала и до конца. Режиссура, будучи схематичной донельзя, довольно пластична. Сценарий с обескураживающими инверсиями, чеканными фразами и смелыми лобовыми метафорами, в которых русская интеллигенции торгует своим культурным наследием, редкостно убедителен. Незаслуженно забытая Наталья Негода, играющая здесь на пределе человеческих возможностей — пожалуй, лучшее, что случалось за последнее время с отечественным кинематографом. Вот только все благие намерения вкупе с талантом постановщика, к сожалению, здесь сжираются с потрохами апокалипсическим фоном.

Есть в фильме знаковый эпизод, где Екатерина Артемовна учит своего отца дыхательной гимнастике («Ты, чтобы сердце отжало, вдыхай вот так «бубен-барабан, бубен-барабан» и выдыхаешь»). Однако в этот момент, зритель ее не слышит совсем, он оглушен всем этим шахтерским захолустьем, где кричащие обшарпанные стены общежитий, стонущие дома культуры и плачущееся повсеместное запустение. Зритель этот задержал воздух в легких, когда фильм только начался, и с нетерпением ждал лишь одного — финальных титров. В доказательство того, что любовь всегда рифмуется с кровью, к финалу в морщинистых руках Натальи Негоды будет красоваться остро заточенная бритва. Между тем, подобный ход — еще одна весомая проблема мизгиревского киновысказывания. Про любовь и ее последствия мы так ничего и не услышали, несмотря на то, что смотрели фильм внимательно. Лейтмотивом на протяжении всего хронометража здесь звучало лишь одно-единственное причитание. Тихое, но пронзительное, кажется, так и несказанное вслух: «Так жить нельзя, так жить нельзя, так жить нельзя». «Не хочешь жить — не живи», — устало произнесет стальная библиотекарша несколько позднее. И ведь не поспоришь даже, такая вот простая житейская философия еще одного фильма, невольно задохнувшегося в красноречивых постсоветских реалиях.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×