Рецензия на фильм «Волчок»

Сюжет:Шестилетняя девочка живет с матерью, потерявшей себя в поисках счастья. Вернувшись из тюрьмы, она дарит дочке маленькую разноцветную игрушку: Волчка. Это имя как нельзя лучше подходит и самой девочке. Она могла бы вырасти настоящим волком, если бы не преданная, глубокая любовь к матери, которая даже не замечает этого, пока не становится слишком поздно.

«Сказка про темноту»

В белоснежном сугробе валяется побитая рыжеволосая хабалка. Над ней склоняются люди в хорошо узнаваемых серых фуражках. Громко матерясь, женщина рожает, после чего отправляется в тюрьму за бытовуху. Проходит семь лет... Дочь впервые видит свою мать. Та преспокойно садится напротив, решая познакомить свое чадо с хорошо поддатым «папкой», которого она только что подцепила в поезде. Через несколько минут мамин хахаль, сраженный трехлитровой банкой с молоком, прицельно запущенной в голову, будет лежать на полу, истекая кровью. Крупным планом нам покажут девочку, которая демонстративно водит своим маленьким пальчиком по субстанции из крови и молока. Несмотря на то, что в этот момент многим захочется воскликнуть «Занавес!», камера, как назло, продолжит отстраненно следить за происходящим непотребством в кадре. И с каждым кадром будет становиться только больнее и больнее. Как героям, так и зрителю.

Стоит ли терпеть подобные творческие экзерсисы? Наверное, этот вопрос задаст себе каждый, кто осилит кинодебют молодого свердловского «нового драматурга» Василия Сигарева. Ответы на него оказались разными настолько, что фильм стал главным источником пересудов в околокиношных кругах в уходящем году. «Волчок» разделил зрительскую аудиторию ровно на два лагеря: одни призывали «сжечь режиссера на костре», другие агитировали за то, чтобы выдвинуть картину на «Оскар». Сейчас страсти поулеглись, и наконец-таки предстала возможность беспристрастно рассмотреть как очевидные достоинства, так и весомые недостатки ленты.

Что ж, технически картина выполнена безукоризненно. Сигарев как драматург и сценарист уверенно вкладывает в уста героев действительно цепкие фразы. Персонифицированное зло, удивительно мощно сыгранное актрисой Яной Трояновой, аутентично выкрикивает свое исконно театральное: «Жить хочу. Жить! Жить! Жить!». И ей веришь. Не менее выразительно играет малолетняя Полина Плучек, речь которой иногда подвисает, словно ребенок живет в метафизическом пространстве какого-нибудь фильма Киры Муратовой. «И не нужен мне никакой ежик даже», — произнесет девочка раз двадцать. Так и есть, уж поверьте ей на слово.

Упрекнуть же Сигарева следует за эстетику, в которой выдержано его кино. «Волчок» время от времени превращается в кощунственную визионерскую сказку о медленном томлении невинных детских тел перед смертью. Виной тому, скорее всего, дурацкое стремление режиссера всячески абстрагироваться от родного театра. Своим первым фильмом он пытается продемонстрировать зрителю кинематографическую культуру, забывая попутно о том, что его картина в первую очередь является бытовой мелодрамой об одиночестве и людском эгоизме. В результате сначала последует эффектный в своей изобразительности эпизод с убийством ежика, которого не только придушат подушкой, но и положат с ней на рельсы, дабы разлетевшимся пухом припорошило юную героиню. Чуть позже зрителю зачем-то покажут лес, сотканный из советских фотообоев, где девочка найдет целлофановый пакет, полный задыхающихся щенят. Конечно, каждая из сцен безумно красиво снята, но за такое и впрямь следует не хвалить создателя, а отрывать ему руки.

Талантливому дебютанту можно простить многое. Даже фальшь, возникающую в тот момент, когда картина начинает прикидываться иносказательной притчей о беззаветной любви к пьяной родине. Но — отнесемся к этому серьезно — та боль, которую испытывают герои «Волчка», вместо того, чтобы быть источником самопознания, является для автора самоцелью. Вследствие этой подмены понятий грань между обличительной сермяжной правдой и спекулятивной фестивальной чернухой становится почти что прозрачной. Оттого хотелось бы повториться еще раз. Стоит ли терпеть подобные творческие экзерсисы? Пожалуй, при таком раскладе вопрос исчерпан.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Око дьявола
Отрывок: в аду
Око дьявола
Отрывок: рассказ о преисподней
Око дьявола
Отрывок: рассуждения о любви
Око дьявола
Отрывок: подслушанные вздохи
Око дьявола
Отрывок: Дон Жуан и статуя командора
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мектуб, моя любовь
Дублированный трейлер
1
Око дьявола
Отрывок: подслушанные вздохи
0
Хищник
Дублированный трейлер №2
0
Земляничная поляна
Отрывок: пролог
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Люди, подарившие нам «Зелёного слоника», экранизируют «Гамлета»
Епифанцев в роли Гамлета и Пахом как Полоний - мы должны будем это увидеть!
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
Бумажные комиксы. «Супермен» Питера Дж. Томаси и Патрика Глисона: «Сын Супермена»
Для чего необходима смерть одного супергероя, если его тут же заменяют другим, таким же?.. Непонятно.
Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)
Относительно беззаботная комедия про Дон Жуана, возвращённого из ада, дабы лишить одну деву чистоты и веры в любовь.
Бумажные комиксы. «Флэш» Джошуа Уильямсона: «Молния бьёт дважды»
Графический роман, поднимающий очень важный для всего мира комиксов вопрос: позволительно ли супергерою убить убийцу?..
по комментариям
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
11
Бумажные комиксы. «One-Punch Man»: «02. Слухи & Гигантский метеорит»
Второй том про Ванпанчмена едва не превращает комедийный экшен в экзистенциальную драму.
2
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
2
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
2
Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)
Относительно беззаботная комедия про Дон Жуана, возвращённого из ада, дабы лишить одну деву чистоты и веры в любовь.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×