Рецензия на фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

Сюжет:Директор театра в творческом кризисе пытается разобраться с собой и окружающими его женщинами. Наконец, посчитав, что не стоит тратить свою жизнь впустую, он решает поставить «важную и искреннюю пьесу», для этой цели воздвигая настоящую живую модель Нью-Йорка в заброшенном складе. Он переживает муки любви и страдает от непонятных болезней…

«Быть Чарли Кауфманом»

Да, нелегко быть Чарли Кауфманом, однако еще сложнее — быть его зрителем. Интеллектуально поднапрячься придется прямо-таки с порога, а именно — с названия фильма, которое в оригинале звучит как «Синекдоха, Нью-Йорк». Дабы развеять уместные вопросы, стоит уточнить, синекдоха — троп, состоящий в назывании целого через его часть или наоборот. Этот термин в английском языке созвучен и с названием городка Синектеди, в котором происходит часть действия этой непростой головоломки. Далее еще сложнее: имя героя Филипа Сеймура Хоффмана — Кейден Котар, что наверняка должно напомнить не невежественной публике об одноименном синдроме в психиатрии — нигилистически-ипохондрическом депрессивном бреде в сочетании с идеями громадности. Интерпретировать подобное можно по-разному: скорее всего Кауфман под Нью-Йорком подразумевает Котара. Возможно, именно поэтому декорации его театральной постановки в ленте разрастаются до размеров реального города, а герой окончательно запутывается в понятиях, в то время как реальность и иллюзия пересекаются под прицелом оператора «Необратимости» в самых изощренных ракурсах.

Картине, в которой главный герой несколько раз рассматривает цвет собственных фекалий, действительно сложно предъявить какие-либо претензии. Кауфман очень ловко нанизывает остроумную символику на структуру фрейдистского изучения творческих мук. В ленте жизнь пытается постоянно замаскироваться под театр и наоборот. Даже, несмотря на банальность формы, смотрится подобное действительно не без азарта, учитывая уникальное литературное умение автора выражать очевидные и простые вещи сложным и практически нечитаемым языком. Так, трогательная, отрешенная от всего человеческого, актриса Саманта Мортон зачитывается по сценарию «Процессом» Франца Кафки, а потом, вероятно под впечатлением, заселяется в перманентно горящий дом. Забавна и история с самим Кейденом Котаром, который получив некий грант Макартура, гарантирующий полную финансовую и творческую независимость, берется за постановку собственной жизни. Как и положено, нанимая двойников, которые через какое-то время обретают еще одних. И так до бесконечности.

Впрочем, все эти кроличьи норы, в которые падают все без исключения персонажи ленты, не становятся понятнее ни после второго просмотра, ни даже после третьего. К несчастью, «Нью-Йорк, Нью-Йорк», являясь для создателя очень личной лентой, в свою очередь для рядового зрителя рискует показаться еще одной «Внутренней империей» — очередной экранизацией неоперабельной опухоли мозга. Понятное дело, что в этот раз для Кауфмана было очень важным избавиться от внешних ограничителей и подпорок, которыми, по сути, являлись Мишель Гондри и Спайк Джонз. Фильм, как и «8 1/2» для Феллини — эдакая кинематографическая попытка зафиксировать автобиографию, интимная шутка на тему всепоглощающего творчества и бессмысленных амбиций. Проблема лишь в том, что, как и Линч в последнее время, Кауфман пренебрег главным — чувством меры. Сложно воспринять всю ту ненависть автора к собственному творчеству, которую создатель копил-копил и наконец сформулировал — это честный, хотя и сомнительный «окончательный» смысл «Синекдохи». Вдобавок, он еще и попытался сказать слишком много — столкнуть в одном кадре мрачный ужас постмодернизма (эпизод с дочерью-проектом), депрессивную сагу об одиночестве (Кейден Котар), непреодолимую искусственность жизни (театральная постановка) и еще примерно с десяток туманных потоков бессознательного.

Как результат, вспомнить можно многое. К примеру, еще в XIX веке немецкий философ Карл Ясперс был заинтересован вопросом, может ли гений творить, когда мозг его уже разрушается, и с какого момента вместо творчества начнется бред. Гениальность и шизофрению он назвал «наиболее таинственными состояниями души», ибо именно от них зависит, расценивать ли наш мир как сгусток гениальных прозрений или как безумство. Несомненно, гениальный голливудский сценарист Чарли Кауфман дебютировал в кино таким фильмом, что задумываться интереснее как раз по поводу его психического здоровья, нежели о логике и символизме его сюрреалистических конструкций. Как ни странно, спасением для автора может послужить лишь возвращение к былым тандемам, ведь как оказалось, безгранично талантливые клипмейкеры зависят от Кауфмана ровно настолько, насколько и он от них.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Око дьявола
Отрывок: в аду
Око дьявола
Отрывок: рассказ о преисподней
Око дьявола
Отрывок: рассуждения о любви
Око дьявола
Отрывок: подслушанные вздохи
Око дьявола
Отрывок: Дон Жуан и статуя командора
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мектуб, моя любовь
Дублированный трейлер
1
Око дьявола
Отрывок: подслушанные вздохи
0
Земляничная поляна
Отрывок: пролог
0
Земляничная поляна
Отрывок: очень неприятный сон
0
Земляничная поляна
Отрывок: земляничная поляна
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Люди, подарившие нам «Зелёного слоника», экранизируют «Гамлета»
Епифанцев в роли Гамлета и Пахом как Полоний - мы должны будем это увидеть!
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
Бумажные комиксы. «Флэш» Джошуа Уильямсона: «Молния бьёт дважды»
Графический роман, поднимающий очень важный для всего мира комиксов вопрос: позволительно ли супергерою убить убийцу?..
Бумажные комиксы. «Супермен» Питера Дж. Томаси и Патрика Глисона: «Сын Супермена»
Для чего необходима смерть одного супергероя, если его тут же заменяют другим, таким же?.. Непонятно.
Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)
Относительно беззаботная комедия про Дон Жуана, возвращённого из ада, дабы лишить одну деву чистоты и веры в любовь.
по комментариям
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
11
Бумажные комиксы. «One-Punch Man»: «02. Слухи & Гигантский метеорит»
Второй том про Ванпанчмена едва не превращает комедийный экшен в экзистенциальную драму.
2
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
2
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
2
Пришельцы и Дракула на канале Starz
Телеканала Starz расскажет историю князя Влада Цепеша, ставшего известным под именем Дракула.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×