Рецензия на фильм «Гран Торино»

Сюжет: Вышедший на пенсию автомеханик Уолт Ковальски проводит дни, починяя что-то по дому, попивая пиво и раз в месяц заходя к парикмахеру. У него нет такого человека, кому он доверял бы в той полной мере, в какой доверяет своей собаке Дейзи. Все те люди, коих он некогда называл своими соседями, либо переехали, либо ушли в мир иной. Противясь буквально всему, во что упирается его взгляд, Уолт просто неспешно проживет остаток своей жизни. До той самой ночи, когда кто-то попытается украсть его Гран Торино.

«Последний киногерой»

Кто-то в прессе уже язвительно отшутился, что такое кино как «Гран Торино» снимают либо старики, либо дураки. Но лучше пренебречь столь непочтительными утверждениями, хоть и с оговорками. Если постараться, можно вполне объективно отыскать в режиссуре нового фильма Клинта Иствуда немало обидных просчетов. Длинновата картина, противоречива, старомодна, оскорбительно простодушна, да и вторична, хотя бы по отношению к «Малышке на миллион». Правда в том, что вот совсем не хочется подобных поисков. Сам ведь в дураках и останешься, учитывая одну-единственную причину: мэтр на протяжении последних лет работает действительно как одержимый — несколько фильмов в год, кипа нереализованных идей и вдобавок очевидное желание работать в том же ритме. Каждый раз он раскладывает американское бытие по полочкам, при этом безбожно ностальгирует, иногда спотыкается на ровном месте, но тут же отряхнувшись, выпрямляется и продолжает свой нелегкий труд. Довольно просто заподозрить режиссера в страхах перед смертью, но отнюдь не физической, ибо все настоящие художники существуют лишь в те моменты, когда творят. Впрочем, все это поверхностные и в корне неверные домыслы. Похоже, что Иствуду важнее всего на свете — выговориться, поделиться со зрителем той самой мудростью, которая накопилась с годами.

С мудростью этой все более-менее понятно, она у него по-своему безгранична. Что не скажешь о времени, обладающем и в фильме, и в жизни совершенно противоположными качествами. Первое, на чем акцентирует внимание этот занимательный и, стыдно признаться, нацеленный на тинейджеров антивестерн — это обезоруживающая старость главного героя. Иствуд играет Уолта Ковальски — эдакого «Грязного Гарри» на пенсии — вздорного мизантропа, пассивного расиста и ветерана корейской войны. В его мире что-то изменилось: былая жизнь после смерти жены обратилась в рутину — скорбное одиночество с ежедневной стрижкой вечнозеленого газона, задушевные беседы с собакой и нечастые визиты в парикмахерскую. Родные же дети любезно предлагают отцу уютное место в престарелом доме и интересуются лишь тем, кому достанется после его смерти отполированный до блеска ретромобиль Гран Торино. С Америкой, предстающей в картине «несуществующей» страной, тоже все непросто. Массы эмигрантов, живущих по соседству, не пожелали смешиваться с чужеземцами, оставаясь жить обособленными группами. В итоге, назревает война идеологий и нравов, в которой Уолтеру Ковальски предстоит продемонстрировать зрителю классический путь от ненависти до покаяния.

Временами кажется, что режиссер действительно застрял в 50-х. Нет особого смысла искать двойное дно в напускном патриотизме или вдумчивом гуманизме. Наверное, сейчас так и впрямь не снимают. Иствуд не пытается удивить, он не читает морали, не строит сложные визуальные конструкции, которым было место в недавней «Подмене». И, что самое главное, он в этот раз далек от желания понравиться всем и каждому. «Гран Торино», являясь в первую очередь театром одного актера, а во вторую — драмой о том, как важно оставаться самим собой, обеспечивает зрительские симпатии честностью, которой в современном американском кино практически не осталось. В последнее время для этого живого классика стало поведенческой нормой буквально исповедоваться перед зрителем. Как результат, фильм попал в самую точку, оказавшись не только нелицеприятным портретом нации, но и своеобразным откровением, в котором упрямый старпер Уолт Ковальски проходит свой крестный путь. Мало того, что он кристально правдив в каждой произнесенной зрителю фразе, будь то гневные тирады о несправедливости в этом мире, или бессловесный ужас по поводу наград за убийство тех, кто уже добровольно сложил оружие. Так еще он и убедителен ровно настолько, что сомнений насчет смертельной опасности от его «холостых выстрелов» указательным пальцем даже не возникает.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×