Рецензия на фильм «Сомнение»

Сюжет: Действие фильма происходит в шестидесятые годы в нью-йоркской католической школе Святого Николая, где сталкиваются характеры двух людей в сутанах — консервативной Сестры Алоизии и Отца Флинна, придерживающегося прогрессивных взглядов на роль церкви в меняющемся мире. Их конфликт становится неразрешимым, когда Сестра Алоизия обвиняет своего оппонента в «аморальных отношениях» с одним из учеников.

«Запятнанная репутация»

Благодаря оскаровской гонке многие уже знают, что Джон Патрик Шэнли оживил на экране свою одноименную пьесу, за которую ранее был награжден престижной Пулитцеровской премией. Увы, ожидаемые поощрения за постановку кинематографическую отчего-то последовали в масштабах куда более скромных, в сравнении с триумфальными наградами оригинала: фестивальные жюри были впечатлены лишь стройным актерским ансамблем, не более того. Оно и логично, учитывая весьма нестандартную режиссуру картины, сводящуюся к сочетанию просчитанной драматургии с беспроигрышным кастингом.

По опыту, к американским экранизациям театральных постановок всегда необходимо искать свой индивидуальный подход: оценивать по другим критериям, отдавать себе отчет, что они скроены по иным лекалам. Что ж, если академикам подобное в этот раз не удалось, то у зрителя есть абсолютно все шансы. Как ни странно, но именно обманчиво высоколобое «Сомнение» обладает тем самым потенциалом, посредством которого театр и кино примиряются окончательно; рождают в совокупности штучное в своей редкости произведение; позволяют зрителю прикоснуться к искусству, не требуя взамен ни прилагаемых над собой усилий, ни особого интереса к заявленной тематике.

Картина открывается проповедью, в которой местный священник чувственно изъясняется со своими прихожанами. На дворе смурый 1964 г. — люди потрясены смертью Джона Кеннеди, что отразилось не только на моральных устоях общества, но и на личностном отношении к вере. Еще совсем немного и Мартин Лютер Кинг произнесет свою известную речь во время марша на Вашингтон, ну а пока в головах царят лишь страхи и предрассудки. Зрителю предлагается проследить сразу за тремя центральными персонажами: наивной и неопытной монахиней, сердце которой требует перемен в то время, когда ее разум гложут различные сомнения; хладнокровной и консервативной настоятельницей, фанатично преданной принципам и традициям; а также великодушным святым отцом с либеральными взглядами и, как выяснится, туманным прошлым.

Актерский ансамбль «Сомнения» действительно приковывает внимание и не дает заскучать ни на секунду. Эми Адамс уместна и бесконечно забавна, несмотря на то, что ее очевидные дарования исключительно как комедиантки невозможно скрыть даже под покровом серьезности этой камерной и неторопливой драмы. Великая и ужасная Мерил Стрип горделиво смотрит на всех сверху вниз, отталкивает от себя как персонажей, так и зрителей, но демонстрирует удивительно тонкое перевоплощение добродетели в абсолютное зло. Филипп Сеймур Хоффман — обладатель длинных ногтей и скользкой внешности, характерной для разного рода первертов придает картине особый колорит.

Режиссер, старательно вырисовывая характеры, быт и атрибутику времени, посвящает свое произведение характерной дуэли между отцом Флинном и настоятельницей Алоизией. Столкновение взглядов и мировоззрений происходит из достаточно странного и бездоказательного подозрения священника в порочащей связи со своим учеником — и именно в этот момент все социально-этическое становится глубоко вторичным, а на первые планы выходит ад в людских душах. В каждой словесной тираде пытаешься разглядеть подвох и недомолвки, оттого буквальное соответствие настроения фильма и его названия, к финалу начинает немного пугать.

Наверное, самое удивительное заключается и в том, что картина Джона Патрика Шэнли, несмотря на интригу, детективом ни в коем случае не является. Это достаточно простое, даже в какой-то степени кажущееся поверхностным кино, на протяжении двух часов манипулирует зрителем, исключительно ради того, чтобы поведать о разрушительной силе слова. Будь-то сплетни, которые разлетаются, словно перья на ветру. Или лампочки, обязательно перегорающие в момент гневных перепалок. На зрителя, вовлеченного в действие, накладывается и определенное обязательство — самому дать себе ответ на интересующие его вопросы. Нетрудно догадаться, что это возможно лишь при одном условии — преодолении собственных сомнений. Что же касаемо истины, которая традиционно витает где-то рядом, но так и не удосуживается снизойти до адресата — не факт, что она вообще обязательна в контексте этой поучительной картины. Как говорится в подобных случаях, Бог им всем судья.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер №2 (18+)
Леди Макбет
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Сверхлюди
Трейлер №2
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Тихоокеанский рубеж 2*
Тизер для Comic-Con
2
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×