Рецензия на фильм «Удушье»

Сюжет: Экранизация романа Чака Паланика о жизни мошенника, который разыгрывает приступы удушья в ресторанах. Он дает возможность любому стать его личным спасителем. А в обмен поучает заботу и содержание от тех, кто якобы подарил ему вторую жизнь. Но на самом деле жизнь всего одна, и в ней герой — сексоголик, который к тому же вынужден выпытывать тайну своего рождения у полоумной матери.

«На последнем дыхании»

Имя Кларка Грегга, снявшего «Удушье», может ассоциироваться у большинства зрителей с его ролями в «Искусственном разуме» и «Магнолии», или с фильмом «Что скрывает ложь», для которого Грегг написал сценарий. А может не ассоциироваться ни с чем. Чего не скажешь об имени человека, написавшего «Удушье». Чак Паланик — король контркультурной американской прозы. Его оранжевые книжки из серии «Альтернатива» нередко можно встретить в руках у продвинутых пользователей метрополитена. Его имя — само по себе брэнд. А двинул Паланика в киносмотрящие массы Дэвид Финчер своим фильмом «Бойцовский клуб».

Наивно было бы полагать, что фокус удастся дважды. Что новый фильм по роману Паланика снова встряхнет обывателя, а владельцы ресторанов начнут жаловаться на повсеместное распространение аферы «удушье». Во-первых, потому, что изображать удавленника с куском непрожеванного мяса в горле далеко не так увлекательно, как создавать локальные бойцовские клубы. А во-вторых, потому что этим просто незачем заниматься. Фильм Кларка Грегга вносит в этот вопрос окончательную ясность.

Герой «Удушья» — сексоголик и мошенник Виктор Манчини. Не слишком усердствуя, он пытается решить проблему сексуальной зависимости и разобраться в отношениях с матерью, которая доживает дни в сумасшедшем доме. До того как туда попасть она успела обеспечить Виктору экстремальное детство с угонами машин, тайными шифрами, освобождением зверей из зоопарка и постоянным бегством от полиции. И все это под аккомпанемент маминых дзенских наставлений. Сын усвоил их настолько хорошо, что навсегда утратил способность к нормальной жизни. Зато сохранил чувство недоуменного ужаса перед фигурой матери.

Среднестатистический читатель или зритель «Удушья» должен был бы узнавать себя в несчастном сексоголике Манчини, так как проблемы у парня вполне типичные: озабоченность сексом, обида на родителей, инфантильная попытка обманом завоевать заботу и любовь чужих людей, безосновательная вера в собственную исключительность. Лекарство Паланик прописывает то же, что и в «Бойцовском клубе»: взглянуть правде в глаза и убедиться: мир абсурден, ты не уникален, но остается свобода жить дальше и любовь, которая поможет существовать среди хаоса. Однако то, что в «Бойцовском клубе» звучало как диагноз «поколению, выращенному женщинами», в «Удушье» предстает ни к чему не относящимся жизнеописанием. Виктор Манчини не достаточно человечен, чтобы ему сочувствовать, и в то же время слишком оригинален, чтобы служить типажом. Возникает вопрос, как же тогда к нему относиться?

Кларк Грегг дает команду: смеяться. То, что у Паланика служит карикатурой на современного человека или изощренным издевательством над читателем, в экранизации превращается в повод для веселья. И только. Фильм точно соответствует книге по сюжету и включает массу забавных эпизодов. Большая часть из них разворачивается в музее под открытым небом, где воспроизводится быт колониальных поселенцев. Смешно, что доярка в перерывах между экскурсиями курит косяк, слуга заманивает учительницу младших классов в сарай, а заправляет всем этим балаганом лорд Чарли в исполнении самого Кларка Грегга. Но все это могло бы иметь место в любой средней комедии.

В экранизации «Удушья» потеряна не только идея, бог бы с ней. Потеряна агрессивная, эпатажная стилистика Паланика и его злость, которая питает роман энергией. Герои книги, по большому счету, неприятные психи, в фильме становятся милашками. Сэм Рокуэлл в роли Виктора и особенно Келли Макдоналд в роли доктора Пейдж Маршалл не только не выключают перед камерой свое обаяние, но и эксплуатируют его на полную катушку. Яркая Анжелика Хьюстон играет сумасшедшую мать героя с тем же апломбом, что в «Поезде на Дарджилинг». Довершает дело оригинальное режиссерское решение снять фильм про сексоголика почти целиком «выше пояса». Максимум натуралистичности приходится на сцены, где герой давится куском в ресторане. Но вместо того, чтобы вызывать всплеск эмоций, это выглядит как досадное недоразумение. В основном, все, что у Паланика грязно, отвратительно и цинично, у Грегга — эстетично, симпатично и смешно. Может быть, для фильма это не так уж плохо: есть чему умилиться, есть над чем посмеяться. Но культовое имя Чака Паланика не имеет над этой экранизацией ни малейшей власти. Неосведомленный зритель после просмотра не поинтересуется, кто написал всю эту занимательную дребедень. А если поинтересуется, то не оценит. Чак Паланик? Никаких ассоциаций.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Константин Шелепов о фильме «Цензор»
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Мама!
Трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×