Рецензия на фильм «Враг государства №1»

Сюжет: Первая часть истории Жака Месрина, знаменитого французского гангстера, который в 70-е годы был настоящим врагом государства №1. В течение почти двух десятков лет Жак, выходец из благополучной буржуазной семьи, организовывал и принимал участие в многочисленных вооруженных налетах на французские банки с редкими перерывами на тюремные отсидки, пока, наконец, не был схвачен канадской полицией во время очередного ограбления.

«Основной инстинкт»

Несмотря на скепсис, вызванный отталкивающим адаптированным названием, «Враг государства №1» оказался вполне-таки занятным жанровым кино. В оригинале фильм зовется «Инстинкт смерти» — именно так были озаглавлены мемуары Жака Месрина, которые скандально известный гангстер написал в тюрьме и тайно передал на волю. За историю его жизни когда-то планировали взяться сам Годар в сотрудничестве с Бельмондо, но с блеском довести дело до конца смог лишь Жан-Франсуа Рише, известный зрителю по сносному, но отнюдь не гениальному ремейку карпентеровского «Нападения на 13-й участок».

Рише несказанно удивил: его амбициозная и поразительно масштабная лента влюбляет в себя зрителя с первого взгляда, тем самым, открывая более чем достойное начало целой криминальной дилогии. Следующая картина выйдет уже через месяц и, честно говоря, подобный размах по мере просмотра невозможно не оправдать. Конечно, если полностью уверовать в ту адаптацию, которую произвели на свет сценаристы, возникает не только ряд уместных вопросов, но и стойкое ощущение того, что неоднозначная фигура Месрина заслуживает как минимум сериала. Вероятней всего, именно по этой причине фильм временами выглядит причудливо скомканным. Получается так, что сконцентрировавшись на определенном этапе жизни, авторы ленты намеренно недоговаривают и неожиданно переходят к этапу следующему. В итоге, не успевая перевести дух, зритель вынужден исследовать очередную ступень становления личности последнего из величайших французских гангстеров, так до конца и не разобравшись с мотивами этого неоднозначного антигероя.

Собственно, во всем остальном «Враг государства №1» — просто песня, ибо французский режиссер имеет куда больше общего с американским независимым кино 70-х, чем с национальными аналогами. С точки зрения сюжета, лента ожидаемо безыдейна, несмотря на то, что все высказываемые сентенции произносятся с интонациями классика Скорсезе. Впрочем, логично выстроенного исследования на тему извечного поиска бунтарем своей индивидуальности не последует лишь по одной-единственной причине. Жана-Франсуа Рише в первую очередь заботят не многочисленные персонажи и стройность композиции, а исключительно эффектность происходящего. И этот вынужденный ход в контексте фильма вполне оправдан, поскольку за последние годы в мировом кинематографе еще не было вот такого, настолько глупого, но в то же время упоительного в своей глупости эпического байопика.

Рише — на редкость подлинный, деликатный и техничный ремесленник, способный наполнить картину дичайшим количеством режиссерских приемов, замешанных на эклектизме. Так в фильме изобретательный полиэкран резко сменяет ретроспективная съемка цифрой, а не всегда уместная жестокость соседствует с поэтическими пролетами камерой вокруг героя. Наверное, у любого другого режиссера подобное никоим образом бы не сочеталось. Странным образом картина со своей непоследовательностью действия, подчас неубедительными актерскими работами, залихватской сказочностью отдельных сцен при нарочито серьезном повествовании и прочими, простительными лишь дилетанту ошибками, выглядит работой удивительно органичной.

Даже Венсану Касселю, неоспоримо переигрывающему, то и дело отпускающему довольно пошлые в своем преднамеренном пафосе изречения а-ля «Свобода или смерть», все безоговорочно прощаешь. И ведь действительно, какая нам всем разница до сложностей эмоционального портрета антисоциальной личности, когда в профессионально построенном мирке царит дух бунта, а на втором плане возникают изумительной красоты, вооруженные до зубов француженки (от Сесиль де Франц до Людивин Санье) и аналогично декоративный, но все же бесконечно обаятельный Жерар Депардье?!

Подобное, когда практически каждая монтажная склейка говорит о том, что твердость — не тупость, вряд ли было запланировано авторами картины. Однако столь неожиданный и в какой-то мере уникальный эффект приводит к тому, что зритель приблизительно зная, чем закончится каждая из сцен фильма, смотрит этот престранный биографический очерк на одном дыхании. Что же касаемо самого Месрина, о котором публика, в общем-то, ничего нового не узнала, но успела возненавидеть — наверняка он гордился бы фильмом. Впрочем, расставить точки над «и» обещает лишь вторая часть, где Рише настраивает зрителя на психологический триллер о паранойе человека, инстинктивно ощущающего, как это все для него закончится. Конечно, у этого удивительного режиссера все, безусловно, получится. Главное, чтобы его любовь к немудреной, но выразительной анархии не поостыла.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Константин Шелепов о фильме «Цензор»
Мама!
Трейлер
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Евгений Татаров о фильме «Ничей»
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×