Рецензия на «Юрьев день»

Сюжет: Ее зовут Любовь. У нее есть многое: талант, богатство, мировая слава. Еще у нее есть сын, и есть малая родина — забытое Ббогом место, с которым она приезжает проститься, прежде чем покинуть страну. За несколько дней она потеряет сына, имя и все, что составляло смысл ее жизни, что было сутью ее самой. Но настанет день, когда она найдет…

«Астенический синдром»

Кирилл Серебренников, ругать которого сейчас особенно модно, лишний раз подтвердил, что он из тех режиссеров, чье творчество можно либо безоговорочно принимать, либо так же безоговорочно отторгать. Его дебютное «Изображая жертву», в котором автор дерзко излагал публике, в какое место катится наша страна, тоже было воспринято зрителем неоднозначно. Одни видели лишь провокацию в форме анекдота, другие — очевидное пренебрежение кинематографическими рамками, еще кто-то — театрализованную чернуху. Впрочем, равнодушным уж точно никто не остался. Аналогичная ситуация и с «Юрьевым днем»: картина с явными признаками гениальности вызывает у критиков омерзение, а у зрителя — состояние ступора.

Открывается лента заснеженными пейзажами российской глубинки, куда с сугубо ностальгическими целями отправляется героиня Ксении Раппопорт со своим сыном. Она — оперная певица, которая любит Чехова и умеет разглядеть культурные ценности в захудалой провинции. Он — типичный раздраженный тинэйджер, который не видит никакой жизни за МКАДом, но покупает резиновые сапоги для так называемого look’a. В итоге, как и следовало ожидать, мальчик растворится в воздухе российском, а его мать за время поисков пройдет все круги ада.

Первый час «Юрьев день» раздражает зрителя своей многозначительностью, ибо каждый кадр — отдельное слово. Оконные рамы визуально собираются в кресты, дешевая краска для волос отливает багрово-кровавыми оттенками, а слепящая белизна снежных сугробов контрастирует с тьмой в человеческих душах. Отмечая для себя уйму подтекстов, намеков и прямых заимствований, в размытых символиках быстро теряешься и не успеваешь выявить их конкретного смысла. Впрочем, вопреки гнетущему мистицизму событий, смеяться над происходящим на экране начинаешь довольно быстро. Вероятно, это единственная реакция, спасающая зрителя от возможного временного помешательства.

Юрьев день на Руси был днем, когда крепостные крестьяне могли менять одного хозяина на другого. У Серебренникова этот день — своеобразный кульбит в жизни у героини Раппопорт. День перемены участи, судьбы если угодно. Разумеется, можно вывезти девушку из провинции, однако не факт, что вывезешь провинцию из девушки. Так и главная героиня, оказавшись наглядным доказательством поговорки, не растворяется как сын, но все же, постепенно сливается с воздухом жутковатого городка Юрьева-Польского.

Серебренников, сыгравший непростой сценарий Юрия Арабова стройно, как органную музыку, не ударяется в смакование деталей исхудавшего быта. Провинция в фильме — запределье, в котором останавливается время. Если временами и кажется, что режиссер снимает типично-экспортное кино про адские условия, то к финалу все предрассудки улетучиваются. Режиссер выруливает на территорию деликатной религиозной притчи об обнищании души. И тогда только невнимательный может упрекнуть авторов картины в клевете, ибо наша страна представляется в картине вовсе не чистилищем, облицованном в фасаде маленького городка. Россия отражается в заплаканных глазах божественной красоты актрисы Ксении Раппопорт.

Именно она и сыграла страну, которая аналогично теряет детей — одного за другим, собственный голос и душу. В итоге, лишившись всего, и встав на колени, она обретет главное — веру. И этот логичный ход, кажущийся таким предсказуемым, на самом деле — единственный из возможных. Соблюдая все законы, при соблюдении которых драма приближается к трагедии, авторы картины растворяют в фильме и зрителя. С показа выходишь с подкошенными ногами, словно и не кино это было вовсе, что отчасти, правда. Серебренников заставил зрителя не смотреть, а поглощать. Лента как тяжелый, но, все же, культурный опыт. Как результат, «Юрьев день» походит на пребывание в комнате кривых зеркал, в которой не ты смотришь на искаженное отражение, а оно в тебя. Ощущение, честно говоря, не из приятных.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер №2 (18+)
Леди Макбет
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×