Рецензия на фильм «Пленный»

Сюжет: Война в Чечне. Двое солдат отправляются за помощью: их колонна застряла в заминированном ущелье. В качестве проводника они используют взятого в плен молодого смазливого чеченского юношу, знающего все местные тропы. Постепенно идейные противники сближаются друг с другом, становясь почти что друзьями, но суровая правда войны жестоким образом вмешивается в их отношения.

«Ускользающая красота»

Несомненно, «Пленный» одухотворяет и даже в какой-то степени подкупает зрителя своей безукоризненной режиссурой. Фильм, будучи интеллигентным высказыванием о войне, выверен до самых мельчайших деталей. Алексей Учитель в общем-то в очередной раз доказал то, что он — один из немногих российских режиссеров в совершенстве владеющих киноязыком. Картина временами обретает стилистику телерепортажа с военных точек, однако, в большей степени, по форме, лента близка к поздним экзистенциальным и слегка поэтичным притчам Гаса Ван Сента.

История путников, которые бредут по горным, обезображенным войной и жестокостью, пейзажам, представлена зрителю в узнаваемой отстраненной манере. Режиссер неторопливо фиксирует происходящее, концентрируясь на событийности и неожиданном романтизме отношений между сержантом и пленным горцем. Оттого красот визуальных, которые расписывал в своей повести Владимир Маканин, в фильме минимум. Учитель пытается акцентировать свое внимание исключительно на красоте физической, в данном случае, на внешности взятого в плен юного чеченца.

Впрочем, несмотря на очевидную творческую состоятельность автора, стоит только абстрагироваться от формы и складывается впечатление, что режиссер снимает определенно не свое кино. Наверняка, Учитель решил пуститься во все тяжкие в тот момент, когда его весьма успешный творческий тандем со сценаристкой Дуней Смирновой окончательно канул в лету. Однако, если «Космос как предчувствие» воспринимался как явное и, в общем-то, печальное подтверждение сказанных слов, то по поводу его нового «Пленного» говорить просто-напросто ничего не хочется. Естественно, не по причине, что картина плоха — она просто нераскрыта по понятным причинам до конца.

из-за неопределенности авторов ленты хорошие актеры не понимают, что именно им нужно сыграть

Как фильм о войне, лента начинается и заканчивается на диалоге между чеченским лидером боевиков Алибековым и русским подполковником Гуровым, который занимается продажей оружия вражеской стороне. На вопрос Алибекова: «А не жалко ли тебе своих бойцов», Гуров, опрокидывая стопку, отвечает: «Мне всех жалко». Также и режиссеру Учителю — ему жалко всех, он не делит людей на категории — правых и виноватых. Война в «Пленном» — абстрактное разрушительное зло, вынуждающее людей лишать и избавляться от красоты духовной, без которой человек лишь пешка в социальном хаосе и незрячий участник безжалостной, бессмысленной игры, которая уравнивает всех и каждого.

Что касаемо той самой опасной симпатии, благодаря которой пресса окрестила картину нашим ответом «Горбатой горе», «Пленный» — совершенно стерильная и бездушная совокупность недоговоренностей и намеков. Режиссер ожидаемо теряется в постановке интонаций и уж совсем несмело пытается завуалировать очевидный гомоэротический подтекст. Неслучайно, проводя параллели со «Смертью в Венеции» Висконти, Учитель и не собирается доводить дело до конца. В итоге, ввиду этой самой неопределенности авторов ленты, хорошие актеры не понимают, что именно им нужно сыграть.

Стоит отметить, что сам Маканин — знатный постреалист в литературе и лауреат «Букера» — в своем рассказе достаточно двусмысленно, но не без прямоты размышлял о красоте, которая по идее должна спасти мир. Писатель, избегая явного контекста возможных сексуальных отношений между героями, наэлектризовывал несвойственную симпатию между строками. Само собой, авторы фильма узрели это в тексте, но испугались либо реакции зрителя, либо критики, которая вполне могла увидеть в «Пленном» сомнительную провокацию. Другой вопрос: почему же в таком случае никто не догадался заменить горца на персонаж противоположного пола, что раскрыло бы характеры, мотивацию поступков и только добавило должного драматизма в трагичной концовке? Впрочем, будем надеяться, что до этого додумаются американцы, которые по слухам уже приобретают права на создание своего ремейка.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Константин Шелепов о фильме «Цензор»
Мама!
Трейлер
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Евгений Татаров о фильме «Ничей»
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Ольга Попова о фильме «Девушка с косой»
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×