Рецензия на фильм «На краю рая»

Сюжет: Неджат преподает германистику в университете Гамбурга. Его престарелый отец собирается жениться на турчанке Йетер, которая проституцией зарабатывает деньги на образование дочери Айтен, живущей в Турции. Трагическая случайность обрывает жизнь Йетер, и Неджат отправляется в Стамбул на поиски Айтен. Она, между тем, нелегально приезжает в Германию: на родине ее преследуют за радикальные политические взгляды. В Гамбурге девушка знакомится с немецкой студенткой Лотте, и между ними вспыхивает любовь. Германия отказывает Айтен в политическом убежище: ее высылают обратно в Турцию. Лотте едет за подругой, но чужой город, живущий по своим законам, становится для нее гибелью.
«Вавилон»

«На краю рая» отличается сложносочиненным сюжетом, который требует к себе уважения по той причине, что фильм Фатиха Акина получил приз на последнем Каннском фестивале как раз за сценарий. Другой приз многообещающему немецкому режиссеру вручило в Каннах Экуменическое жюри «за пропаганду гуманистических ценностей». Сложная взаимосвязь героев «На краю рая», их скитания по Германии и Турции в поисках друг друга и собственной судьбы призваны напомнить людям о границах — межгосударственных, межкультурных, межличностных — и их часто губительной роли.

Развивая ту же тему, что Иньярриту в «Вавилоне», Фатих Акин сосредотачивает внимание на взаимоотношениях Германии и Турции. Сам режиссер, как герои многих его фильмов, наполовину турок, наполовину немец. Необходимость жить на границе двух миров обрекает на поиск идентичности. Как и в предыдущей картине режиссера «Головой о стену» (Гран-при на Берлинском фестивале в 2004 году), герои «На краю рая» находят конец своих странствий в Турции. Но это не просто возвращение к корням, а еще и метаморфоза: собственное изменение и изменение страны, то есть диалог. Меняется Турция: из агрессивной среды, где людям приходится бороться за справедливость, а борцов забирает полиция под аплодисменты праздных зрителей, превращается в отзывчивое море, готовое утешить и дать сил на новую жизнь. Меняются люди, начинающие после трагедий по-новому смотреть на отношения с близкими. Так становится возможен мир «на краю рая», а если дословно следовать оригинальному названию — «по ту сторону» человеческих и государственных различий.

После успеха «Головой о стену» Фатих Акин, выбирая путь дальнейших творческих изысканий, решил сделать этот фильм первой частью трилогии о любви, смерти и зле. «Головой о стену», контрастностью и темпераментом отражавший саму суть страсти, содержал тему возвращения на турецкую почву как способа обрести покой. Однако этот мотив был отнюдь не центральным и лишь создавал фон для яростных метаний героев, придавая драме философский оттенок. В фильме о смерти, каковым в трилогии выступает «На краю рая», он выходит на первый план. Здесь любовь к мудрости — единственная ярко проявленная форма любви. А собственно смерть практически лишена драматизма и предстает в каждом конкретном случае заданной точкой сюжетных пересечений. Единственный эпизод, задевающий за живое — сцена оплакивания Лотте ее матерью, которую играет престарелая муза Фассбиндера Ханна Шигула. Стамбул отвечает героине размеренным говором, который постепенно растворяет в себе и ее горе, и зрительские эмоции.

Сквозная тема «На краю рая» — фатальная случайность, заставляющая героев все время опаздывать и разминаться там, где их могла бы ожидать встреча. Но именно точные, как по часам, опоздания, выдают искусственность построения фильма и лишают его дыхания жизни и напряженного чувства судьбы. Лента делится на главы, каждая из которых заранее сообщает о смерти героини. Естественно, это делает предстоящую трагедию ожидаемой и она действительно проходит как случайность, то есть не осознается и не переживается. Хотя в контексте картины смерть вовсе не случайна: гибель одних героев открывает возможность для встречи других, а зеркальные кадры с транспортировкой гробов в аэропорту и вовсе претендуют именоваться стержневыми. Все дело в том, что за случайностью в фильме стоит то, что на деле абсолютно случайностью не является, а именно режиссерский расчет. Рассчитать смерть, как ни удивительно, оказалось сложно. Посмотрим, как Фатих Акин справится со злом.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×