Рецензия на фильм «Светлячки в саду»

Сюжет: Для человека постороннего семья Тейлоров — образец успешной американской семьи: Чарльз — профессор университета, сын Майкл — плодовитый и широко известный романист, дочь Райн готовится к поступлению в престижную юридическую школу. В тот день, когда мы знакомимся с ними, мать семейства, Лиза, получает диплом колледжа, спустя много лет после того, как она вынуждена была его бросить, чтобы посвятить себя воспитанию детей. Однако несчастный случай прерывает праздник, и перед нами в подробностях предстает история этой семьи, живущей на Среднем Западе, и внутрисемейные отношения.
«Торжество»

В одной из своих книг Курт Воннегут предложил следующую поправку к американской Конституции: «Поправка XXXI: Все возможные усилия должны быть обращены на то, чтобы каждый человек чувствовал, что по нему будут горько плакать, когда он или она умрет». И добавил: «Такие вещи, естественно, могут надежно обеспечиваться только большими семьями». Молодой режиссер Деннис Ли согласился бы с мэтром на двести процентов. Его дебютный фильм воспевает большую семью во всех ее неоднозначных проявлениях. Более того: мы застаем клан Тейлоров как раз на том моменте, когда каждый из родственников переживает внезапную гибель матери семейства.

Лиза, героиня Джулии Робертс, появляется в кадре лишь для того, чтобы нервно провести помадой по губам, глядясь в автомобильное зеркальце, и тут же исчезнуть в грохоте нежданной аварии. Картина семьи, и так давшая трещины, моментально начинает распадаться. Сын погибшей Лизы Майкл остро переживает драматичные эпизоды собственного детства, отравленного деспотизмом отца. Его тетка, воспитывающая двоих детей, тоже не распрощалась с прошлым. Дети невольно идут по стопам родителей, теряются в дебрях страха и чувства вины. Вскрывается годами дремавшая ложь. Но каждый из осиротевших домочадцев принужден сделать усилие и попытаться обнаружить таинственную и плохо различимую взаимосвязь друг с другом. Их осторожные шаги, продиктованные стремлением исчерпать старые конфликты, символически запечатлены режиссером в виде блуждания в темном саду, который наводнили светлячки.

В основе фильма лежит личная трагедия режиссера, мать которого погибла в автокатастрофе. Ли с редким усердием распутывает клубок взаимоотношений героев, словно помогает наладить сложный механизм семьи, которая иначе не сможет переварить потерю. Способ вовлечь зрителя в эту процедуру выбран старый, но действенный: звездный актерский состав. Кэрри-Энн Мосс и Джулии Робертс в фильме не много, хотя последнюю порой воскрешают на экране воспоминания Майкла. Зато картину буквально распирает от мощной игры Уиллема Дефо и Эмили Уотсон. Из Дефо, когда-то сыгравшего Христа, получился совершенно дьявольский тиран, а Уотсон по-прежнему способна выразить любой нюанс душевной жизни одним уголком губ. На их фоне вполне достойно смотрится и Райан Рейнольдс в роли Майкла, тем более что в кадре его часто оттеняют дети.

Однако чудеса актерской техники не отменяют некоторой неудобоваримости «Светлячков». Обладатель студенческого «Оскара» за короткометражку «Иисус Генри Христос», Ли снял свой первый полнометражный фильм в той манере, которую называют классической, подразумевая — скучной. Не то что семейные сложности сегодня утратили актуальность, но способ их подачи существенно продвинулся вперед еще со времен «Торжества» Винтерберга. Конечно, душа порой просит нормальной семейной драмы, без педофилии, алкоголизма и постмодернизма (хотя алкоголизм в «Светлячках» как раз присутствует, за него отвечает Мосс). Но для того, чтобы воспринять большую семью не просто как предмет смутной ностальгии по ушедшим эпохам, но и как живой страдающий организм, нужна в самом деле широкая душа. Как раз такая, наверное, была у автора XXXI поправки.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×