Рецензия на фильм «Шультес»

Сюжет: 25-летний Леша Шультес, бывший спортсмен, получивший серьезную травму в автомобильной аварии, становится вором-карманником. Он живет одинокой жизнью вместе с больной матерью, ворует и изредка навещает в армии своего младшего брата. В его жизни нет места любви, дружбе, человеческим привязанностям. Единственный момент столкновения с человеческими чувствами происходит, когда в его руки попадает видеопослание молодой девушки, которую он обокрал накануне... Столкновение с чужой жизнью и чужими чувствами приводят Шультеса к необдуманным поступкам.
«Помни»

Незнакомое слово «Шультес», которым назван фильм Бакура Бакурадзе, обещает нам встречу с героем-незнакомцем. Режиссер извлек его из потока рутинной жизни и представил на суд зрителя. Человек без имени, условно обозначаемый Леша Шультес, — тот, кто каждый день встречается на улице или в метро, но про которого ничего не известно. Чем он живет, что чувствует, что помнит? Бакурадзе нарушает привычную в большом городе дистанцию, просачивается в чужое личное пространство и показывает ужасное: ничего не чувствует, ничего не помнит. Не живет. Это диагноз, который фильм выносит человеку, наугад выхваченному из толпы, в час-пик в московском метро.

Режиссер дал своему герою символичную профессию: щипач. Все общение Шультеса с миром сводится, по большому счету, к осторожным жадным движениям, повторяющим контуры чужих карманов. Так Бакурадзе зашифровал стремление хоть к какому-то контакту, которое проявляет человек, оказавшийся в полной изоляции. Прошлое стерто из его памяти полученной травмой, а будущего не существует: каждый день повторяет предыдущий. Начинается картина признанием главного героя: «не помню». Фраза служит ключом ко всему дальнейшему действию: объясняет автоматизм, с которым Шультес выполняет ежедневный ритуал мелкой кражи.

Отражая зацикленность главного героя, в фильме трижды воспроизводится один и тот же набор действий: взгляд на поток идущих на работу людей, воровство, досуг в зале игровых автоматов, вечер перед телевизором. Отблеском иной, осмысленной и счастливой жизни, становится видеозапись, на которой девушка обращается к своему бойфренду. Она говорит о том, что любовь превращает каждый день в праздник, каждое будничное действие — в священнодействие. Но для героя, с его стертой памятью и атрофией чувств, такой выход невозможен.

«Шультес», получивший в этом году главный приз «Кинотавра», перекликается с прошлогодним призером фестиваля — картиной Алексея Попогребского «Простые вещи». Лента Бакурадзе также составлена из простых вещей, вроде ларька «Куры-гриль» у метро Чертановская и зачитанной вслух программы телепередач. Многие детали «Шультеса» узнаваемы, однако фильм далек от реализма и спорит с «Простыми вещами», запечатлевая жизнь «во всем своем однообразии». Снимая человека с газетой в вагоне метро или привокзальных маргиналов, Бакурадзе словно прикарманивает действительность. Он выхватывает фрагменты, намеренно упрощает и создает из явлений повседневности философскую схему: аллегорию тюрьмы бесчувствия и беспамятства, в которую угодил человек. Отказ от выраженного философского пафоса и стремление показать сложное через простое — ход, распространенный сегодня в европейском кинематографе, хотя и спорный. Сдается, что рассуждения вслух о жизни и смерти в фильмах, скажем, Бергмана, больше доступны для понимания, чем занудноватые современные шифры.

Однако безусловная находка Бакурадзе состоит в том, что нормальное при взгляде со стороны предстает у него вывернутым наизнанку и уж точно не нормальным. А герой, изначально позиционировавшийся как «средний» человек, оказывается безумцем, у которого в буквальном смысле с головой не в порядке. Как и у всего мира, породившего на заре третьего тысячелетия такого покалеченного персонажа.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×