Рецензия на фильм «Шультес»

Сюжет: 25-летний Леша Шультес, бывший спортсмен, получивший серьезную травму в автомобильной аварии, становится вором-карманником. Он живет одинокой жизнью вместе с больной матерью, ворует и изредка навещает в армии своего младшего брата. В его жизни нет места любви, дружбе, человеческим привязанностям. Единственный момент столкновения с человеческими чувствами происходит, когда в его руки попадает видеопослание молодой девушки, которую он обокрал накануне... Столкновение с чужой жизнью и чужими чувствами приводят Шультеса к необдуманным поступкам.
«Помни»

Незнакомое слово «Шультес», которым назван фильм Бакура Бакурадзе, обещает нам встречу с героем-незнакомцем. Режиссер извлек его из потока рутинной жизни и представил на суд зрителя. Человек без имени, условно обозначаемый Леша Шультес, — тот, кто каждый день встречается на улице или в метро, но про которого ничего не известно. Чем он живет, что чувствует, что помнит? Бакурадзе нарушает привычную в большом городе дистанцию, просачивается в чужое личное пространство и показывает ужасное: ничего не чувствует, ничего не помнит. Не живет. Это диагноз, который фильм выносит человеку, наугад выхваченному из толпы, в час-пик в московском метро.

Режиссер дал своему герою символичную профессию: щипач. Все общение Шультеса с миром сводится, по большому счету, к осторожным жадным движениям, повторяющим контуры чужих карманов. Так Бакурадзе зашифровал стремление хоть к какому-то контакту, которое проявляет человек, оказавшийся в полной изоляции. Прошлое стерто из его памяти полученной травмой, а будущего не существует: каждый день повторяет предыдущий. Начинается картина признанием главного героя: «не помню». Фраза служит ключом ко всему дальнейшему действию: объясняет автоматизм, с которым Шультес выполняет ежедневный ритуал мелкой кражи.

Отражая зацикленность главного героя, в фильме трижды воспроизводится один и тот же набор действий: взгляд на поток идущих на работу людей, воровство, досуг в зале игровых автоматов, вечер перед телевизором. Отблеском иной, осмысленной и счастливой жизни, становится видеозапись, на которой девушка обращается к своему бойфренду. Она говорит о том, что любовь превращает каждый день в праздник, каждое будничное действие — в священнодействие. Но для героя, с его стертой памятью и атрофией чувств, такой выход невозможен.

«Шультес», получивший в этом году главный приз «Кинотавра», перекликается с прошлогодним призером фестиваля — картиной Алексея Попогребского «Простые вещи». Лента Бакурадзе также составлена из простых вещей, вроде ларька «Куры-гриль» у метро Чертановская и зачитанной вслух программы телепередач. Многие детали «Шультеса» узнаваемы, однако фильм далек от реализма и спорит с «Простыми вещами», запечатлевая жизнь «во всем своем однообразии». Снимая человека с газетой в вагоне метро или привокзальных маргиналов, Бакурадзе словно прикарманивает действительность. Он выхватывает фрагменты, намеренно упрощает и создает из явлений повседневности философскую схему: аллегорию тюрьмы бесчувствия и беспамятства, в которую угодил человек. Отказ от выраженного философского пафоса и стремление показать сложное через простое — ход, распространенный сегодня в европейском кинематографе, хотя и спорный. Сдается, что рассуждения вслух о жизни и смерти в фильмах, скажем, Бергмана, больше доступны для понимания, чем занудноватые современные шифры.

Однако безусловная находка Бакурадзе состоит в том, что нормальное при взгляде со стороны предстает у него вывернутым наизнанку и уж точно не нормальным. А герой, изначально позиционировавшийся как «средний» человек, оказывается безумцем, у которого в буквальном смысле с головой не в порядке. Как и у всего мира, породившего на заре третьего тысячелетия такого покалеченного персонажа.

похожие темы

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
XXV фестиваль «Окно в Европу»
Константин Шелепов о фильме «Цензор»
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Мама!
Трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×