Рецензия на «Искупление»

Сюжет:Тринадцатилетняя Брайони стала случайной свидетельницей заигрываний Робби, сына их слуги, с собственной старшей сестрой Сесилией. По-детски истолковав увиденное, Брайони провоцирует ужасное преступление, черной тенью следующее за сестрами в течение всей Второй Мировой войны.
«Правдивая ложь»

На минувшем Золотом Глобусе, который по известным причинам в этот раз предстал скромной пресс-конференцией, удручающе манерное, но в визуальном плане достигнувшее совершенства «Искупление», взяло две премии, включая «Лучший драматический фильм». Впереди долгожданная церемония вручения Оскара и картина, построенная по всем лекалам высокопарной драмы, имеет все шансы стать и там основным фаворитом. Потенциал и козыри очевидны: крайне популярный литературный источник в виде одноименной книги Иэна Макьюэна, получившего «Букер» за роман «Амстердам», крепкая педантичная режиссура англичанина Джо Райта, талантливые актеры во главе с анорексичной Кирой Найтли и многообещающим красавцем Джеймсом МакЭвоем, возглавляющим, кстати, каст-лист в голливудском дебюте Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Однако при тщательной попытке вникнуть в замысел потенциального шедевра автора «Гордости и предубеждения» создается вполне осознанное впечатление, что традиционные компоненты успешного для всесторонней критики фильма набросаны в кучу совершенно случайно, а обусловленная престижность проекта пытается всячески искупать и восполнять очевидные ошибки в концепции картины.

«Искупление» начинается с блестящей в изобразительных тонкостях демонстрации показательного английского спокойствия, в котором медлительные аристократы невозмутимо носят аккуратные смокинги и мерцающие изумрудные платья. Однако в воздухе царит классовая напряженность, сексуальное беспокойство и тревожное ожидание. Режиссер старательно воссоздает эпоху, зависшую между двумя войнами, заполоняя экранное пространство нетривиальными персонажами, за которыми стоят удивительно твердые характеры. Убеждает в тонкой литературной составляющей ленты, в первую очередь, психологический портрет юной Брайони — тринадцатилетней девочки, которая, испугавшись ухажера своей сестры, воссоздает у себя в голове ложное о нем представление. Богатое воображение девочки обращается своеобразной ложью во спасение. Клевета для нее — способ защиты, с помощью которого юная максималистка пытается уберечь и себя, и сестру. Брайони обвиняет парня в преступлении, которое он не совершал, руша, таким образом, как минимум три жизни. Девочка, придумавшая альтернативную версию невзначай случившегося нападения, сама начинает верить в свою фантазию и Райт, тонко чувствующий характер выдумщицы, заставляет зрителя поверить в то, что столь полемичное поведение является не аналогом подлости, а лишь обратной стороной творческого склада ума.

Акценты расставлены на бессмысленной жестокости войны, в которой причудливые уловки с временным пространством перестают соответствовать логике событий

К сожалению, «Искупление», как интересная и многообещающая драма взросления, замешанная на поисках истины, не слишком вежливо, но очень аккуратно заканчивается на первом часе, остальное время оставив на то, чтобы воссоздать на экране безупречно поставленные стенания и мытарства, вырванных из контекста персонажей. История, призванная показать реакцию беспорядка в голове одаренного ребенка на окружающую реальность полную фальши, ловко сменяется искренне заунывными событиями, происходящими с героем МакЭвоя, который бродит в сумрачных декорациях разрушенной немцами Франции.

Скромное «Искупление» разражается уймой стойких ассоциаций от «Долгой помолвки» Жене до «Английского пациента» Мингеллы, впрочем, Райт акцентирует свое рассеянное внимание не на тонкостях образов, а исключительно на бессмысленной жестокости войны, в которой причудливые уловки с временным пространством перестают соответствовать логике событий. Хорошие актеры в лицах МакЭвоя и Найтли оказываются загнанными в угол инерцией кинопроизводства и нереализованной попыткой громоздкого фильма найти убедительную связь между судьбами характеров, идеями и историческими событиями, а заключительный акт, демонстрирующий всегда изящную Ванессу Редгрейв, как пожилую Брайони, и вовсе возмущает. Вместо того чтобы согнуться под тяжестью своего вечного греха, она тихо мирно размышляет в телевизионном интервью, относительно значения ее поисков прощения, наивно полагая, что ее искусство и есть безоговорочный метод искупления.

Порой кажется, что Райт делает слишком много дабы угодить каждому. Театральное, интеллигентное, услужливое, но на удивление старомодное «Искупление» всеми силами пытается понравиться зрителю и это выдает в постановщике явную неуверенность в собственных силах. Странно, но фильм, претендующий скрупулезно вызывать в зрителе ряд эмоций, оказался холодным и значительно отстраненным. Он производит впечатление искусственной демонстрации технических приемов, в которых максимально обезличенные герои совершают механистичные поступки. Собственно, для картин фестивальных гонок за главным призом — это уже плачевная традиция, нежели совпадение.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Око дьявола
Отрывок: в аду
Око дьявола
Отрывок: рассказ о преисподней
Око дьявола
Отрывок: рассуждения о любви
Око дьявола
Отрывок: подслушанные вздохи
Око дьявола
Отрывок: Дон Жуан и статуя командора
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Мектуб, моя любовь
Дублированный трейлер
1
Око дьявола
Отрывок: подслушанные вздохи
0
Земляничная поляна
Отрывок: пролог
0
Земляничная поляна
Отрывок: очень неприятный сон
0
Земляничная поляна
Отрывок: земляничная поляна
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Люди, подарившие нам «Зелёного слоника», экранизируют «Гамлета»
Епифанцев в роли Гамлета и Пахом как Полоний - мы должны будем это увидеть!
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
Бумажные комиксы. «Флэш» Джошуа Уильямсона: «Молния бьёт дважды»
Графический роман, поднимающий очень важный для всего мира комиксов вопрос: позволительно ли супергерою убить убийцу?..
Бумажные комиксы. «Супермен» Питера Дж. Томаси и Патрика Глисона: «Сын Супермена»
Для чего необходима смерть одного супергероя, если его тут же заменяют другим, таким же?.. Непонятно.
Ни дня без Бергмана: «Око дьявола» (1960)
Относительно беззаботная комедия про Дон Жуана, возвращённого из ада, дабы лишить одну деву чистоты и веры в любовь.
по комментариям
Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»
Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути.
11
Бумажные комиксы. «One-Punch Man»: «02. Слухи & Гигантский метеорит»
Второй том про Ванпанчмена едва не превращает комедийный экшен в экзистенциальную драму.
2
Бломкэмп вернет Робокопа к истокам
Студию MGM не пугают неудачи: новый подход к реанимации «Робокопа» доверили Нилу Бломкампу.
2
В Москве снимают ЛГБТ-драму про мальчика-гея и учителя-трансгендера
Создатели ленты заранее понимают, что она вряд ли получит на родине прокатное удостоверение.
2
Пришельцы и Дракула на канале Starz
Телеканала Starz расскажет историю князя Влада Цепеша, ставшего известным под именем Дракула.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2018 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков, шеф-редактор Максим Марков. Программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×