Рецензия на «Искупление»

Сюжет: Тринадцатилетняя Брайони стала случайной свидетельницей заигрываний Робби, сына их слуги, с собственной старшей сестрой Сесилией. По-детски истолковав увиденное, Брайони провоцирует ужасное преступление, черной тенью следующее за сестрами в течение всей Второй Мировой войны.
«Правдивая ложь»

На минувшем Золотом Глобусе, который по известным причинам в этот раз предстал скромной пресс-конференцией, удручающе манерное, но в визуальном плане достигнувшее совершенства «Искупление», взяло две премии, включая «Лучший драматический фильм». Впереди долгожданная церемония вручения Оскара и картина, построенная по всем лекалам высокопарной драмы, имеет все шансы стать и там основным фаворитом. Потенциал и козыри очевидны: крайне популярный литературный источник в виде одноименной книги Иэна Макьюэна, получившего «Букер» за роман «Амстердам», крепкая педантичная режиссура англичанина Джо Райта, талантливые актеры во главе с анорексичной Кирой Найтли и многообещающим красавцем Джеймсом МакЭвоем, возглавляющим, кстати, каст-лист в голливудском дебюте Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Однако при тщательной попытке вникнуть в замысел потенциального шедевра автора «Гордости и предубеждения» создается вполне осознанное впечатление, что традиционные компоненты успешного для всесторонней критики фильма набросаны в кучу совершенно случайно, а обусловленная престижность проекта пытается всячески искупать и восполнять очевидные ошибки в концепции картины.

«Искупление» начинается с блестящей в изобразительных тонкостях демонстрации показательного английского спокойствия, в котором медлительные аристократы невозмутимо носят аккуратные смокинги и мерцающие изумрудные платья. Однако в воздухе царит классовая напряженность, сексуальное беспокойство и тревожное ожидание. Режиссер старательно воссоздает эпоху, зависшую между двумя войнами, заполоняя экранное пространство нетривиальными персонажами, за которыми стоят удивительно твердые характеры. Убеждает в тонкой литературной составляющей ленты, в первую очередь, психологический портрет юной Брайони — тринадцатилетней девочки, которая, испугавшись ухажера своей сестры, воссоздает у себя в голове ложное о нем представление. Богатое воображение девочки обращается своеобразной ложью во спасение. Клевета для нее — способ защиты, с помощью которого юная максималистка пытается уберечь и себя, и сестру. Брайони обвиняет парня в преступлении, которое он не совершал, руша, таким образом, как минимум три жизни. Девочка, придумавшая альтернативную версию невзначай случившегося нападения, сама начинает верить в свою фантазию и Райт, тонко чувствующий характер выдумщицы, заставляет зрителя поверить в то, что столь полемичное поведение является не аналогом подлости, а лишь обратной стороной творческого склада ума.

Акценты расставлены на бессмысленной жестокости войны, в которой причудливые уловки с временным пространством перестают соответствовать логике событий

К сожалению, «Искупление», как интересная и многообещающая драма взросления, замешанная на поисках истины, не слишком вежливо, но очень аккуратно заканчивается на первом часе, остальное время оставив на то, чтобы воссоздать на экране безупречно поставленные стенания и мытарства, вырванных из контекста персонажей. История, призванная показать реакцию беспорядка в голове одаренного ребенка на окружающую реальность полную фальши, ловко сменяется искренне заунывными событиями, происходящими с героем МакЭвоя, который бродит в сумрачных декорациях разрушенной немцами Франции.

Скромное «Искупление» разражается уймой стойких ассоциаций от «Долгой помолвки» Жене до «Английского пациента» Мингеллы, впрочем, Райт акцентирует свое рассеянное внимание не на тонкостях образов, а исключительно на бессмысленной жестокости войны, в которой причудливые уловки с временным пространством перестают соответствовать логике событий. Хорошие актеры в лицах МакЭвоя и Найтли оказываются загнанными в угол инерцией кинопроизводства и нереализованной попыткой громоздкого фильма найти убедительную связь между судьбами характеров, идеями и историческими событиями, а заключительный акт, демонстрирующий всегда изящную Ванессу Редгрейв, как пожилую Брайони, и вовсе возмущает. Вместо того чтобы согнуться под тяжестью своего вечного греха, она тихо мирно размышляет в телевизионном интервью, относительно значения ее поисков прощения, наивно полагая, что ее искусство и есть безоговорочный метод искупления.

Порой кажется, что Райт делает слишком много дабы угодить каждому. Театральное, интеллигентное, услужливое, но на удивление старомодное «Искупление» всеми силами пытается понравиться зрителю и это выдает в постановщике явную неуверенность в собственных силах. Странно, но фильм, претендующий скрупулезно вызывать в зрителе ряд эмоций, оказался холодным и значительно отстраненным. Он производит впечатление искусственной демонстрации технических приемов, в которых максимально обезличенные герои совершают механистичные поступки. Собственно, для картин фестивальных гонок за главным призом — это уже плачевная традиция, нежели совпадение.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×