Рецензия на фильм «Глянец»

Сюжет: В Москву из глубокой Ростовской провинции приезжает простая швея Галя. У нее, как у тысяч ее современниц, одна мечта — стать супермоделью и увидеть свою фотографию на обложке самого модного глянцевого журнала.

Представление с неудавшимся разоблачением

Сатира — дело хорошее. Временами даже благодарное. Потому что, при удачно выбранной мишени, автору могут даже простить мелкие промашки и шероховатости. И уж не смешно заинтересованная публика ни за что не скажет: своих не трогают. А оказаться в одной компании с Салтыковым-Щедриным и Ярославом Гашеком — куда еще почетнее?

Так, что прицелился Андрон Кончаловский в своем новом фильме «Глянец» крепко, и цель выбрал достойную — самый что ни на есть «мир гламура и чистогана», российскую индустрию моды — которую и собирался высмеять «с невероятной бескомпромиссностью». Но взял, да и… промахнулся! Как любил говорить Яшка-артиллерист из Малиновки: «Бац, бац — мимо!»

И ведь ничто не предвещало такого конфуза. Режиссер Кончаловский — человек опытный, даже сказал маститый: успел поработать в Голливуде, прославился своей дипломной работой («Первый учитель»), стал бешено известным после «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Хотя, есть ли шанс принадлежать к клану Михалковых, и не стать «бешено известным»!?

Но дело даже не в этом. Известный, так известный — есть за что. Своими «Поездом-беглецом» и сериалом «Одиссея» Кончаловский явно учил западный кинематограф осмысленному кино. И, кажется даже, усилия не пропали в туне. Одна беда, сам-то осмысленное кино снимать разучился.

Собравшись в поход против «фальшивки глянца», режиссер не придумал ничего умнее, чем просто взять, да и переписать, вместе с Дуней Смирновой «Пигмалиона» Бернарда Шоу. История о провинциальной девушке, поехавшей в Москву покорять «мир моды», кажется вполне подходящим мотивом, если бы не одно но: у Бернарда Шоу Элиза Дуллитл, приобретая изысканные манеры, меняется не столько внешне, хотя именно эту цель преследует ее учитель мистер Хиггинс, сколько внутренне. Великий драматург хотел показать единство формы и содержания в человеке, хотел доказать, что джентльмен отнюдь не тот, кто держит вилку в левой руке. И уж, по крайней мере, пьеса была задумана им, как отличный бенефис исполнительницы главной роли. Сыграть перевоплощение, да так, что бы у зрителей не возникло и тени сомнения — задача вполне достойная для настоящей актрисы.

Но «бенефиса» не вышло. Так же как и убедительного превращения. Так же как и главной идеи, какой бы ее не видел Кончаловский. Если, конечно, не считать «превращением» смену грима и замену акцента с «груборостовского» на «вульгарномосковский», а идеей — мысль, что все кутурье — педики.

И не сказать, что актриса Юлия Выскоцкая такая уж бездарная. Просто определиться никак не может: кухня или кино. В результате, столь старательно изображает она ростовскую швею, что кажется сейчас язык высунет от усердия. Ее походкой можно пугать прапорщиков ВДВ, а мягкое южное «гэ» мазать на хлеб, как растаявшее масло. Режиссеру почему-то чудится, что достаточно подкрасить глаза погрубее — и перед нами провинциалка! Столичные деятели искусств, отчего-то вбили себе в головы, что люди за Садовым кольцом, это все сплошь дети малые, застрявшие в году, эдак, 91-м. А гордое москвич фантастически расширяет возможности мозга.

Это не так. И этому есть научные объяснения.

Но Кончаловскому недосуг изучать особенности работы человеческого мозга, поэтому превращение Гали-Юли Высоцкой из ростовского монстра в столичную богему происходит у него как в сказке про Золушку — то есть вдруг и моментально. Без всяких фей, тыкв, крыс и часов с боем. Одною только волею режиссера и сценариста. Еще пять минут назад, впечатлительная Галя слушает редактора глянцевого журнала в исполнении актрисы Розановой (единственная убедительная роль в фильме), буквально открыв рот, вот она еще спотыкается во время своего первого дефиле (уморительно смешно, и не говорите), и вдруг, бац! — перед нами светская львица. И это не удивительно: просто Юля Высокцкая перестала валять дурака, и теперь играет саму себя. Ну, что же – ожидаемо.

Все остальное в фильме столь же «убедительно». При всем уважении к Ефиму Шифрину за его мягкий лиризм на эстраде, эстрада — это не кино. Здесь не котируются уродские башмаки с носами и замашки мима. Здесь нужно точное попадание. Это и называется актерской игрой. Но, увы, Кончаловский предлагает нам вовсе не это. Он предпочитает клоунаду, и почему-то именно это считает сатирой. И все в этой «сатире» как то удивительно «мерзко»: мерзкие антрепренеры похожие на бандитов на пенсии, мерзкий журналист Петя — исчадие ада, мерзкий педик-кутрье, зажравшийся олигарх… К чему бы это все? Что же это нам показывают? «Не ходите дети в Африку гулять, в Африке акулы, в Африке гориллы…» Ба, да нас же пугают! Не надо вам сюда, «снег башка попадет, совсем мертвый будешь…»

А может просто занято? Потому и «не ходи»?

Так что главная проблема лежит, кажется, на самой поверхности: не веря в свои слова можно только лгать. Но уж никак не шутить. Все участники настолько вросли в «гламур по жизни», и настолько там себя неплохо чувствуют, что как ни стараются, а играть какие-то там «узнаваемые образы» им, хоть тресни, не удается. Только кривляться и юродствовать. Серебрякову, из всех степеней эмоций знающему только две — орать и говорить с придыханием, Юлии Высоцкой, пытающейся представить, как живут люди в Ростове, Александру Домогарову, так же пытающемуся представить как живут олигархи в Москве. И всем им вместе, пытающимся высмеять то, что они искренне уважают. И выходит это просто-напросто фальшиво.

В таких случаях Станиславский вообще молчал.

Зато сам участник «представления с последующим разоблачением», режиссер Кончаловский, говорит, и еще как: — Что такое глянец, я понимаю так: существует некий мир, где все белые и пушистые. Мы все хотим туда попасть. А затем выходим из него и оказываемся в... жизни. Глянец — это труд. И борьба за него идет жестокая. То есть «глянец — это труд». Ну а уж тут совсем недалеко, до «труд — это почет». Ну что же, насчет почета в фильме Кончаловского все нормально.

А впереди у режиссера еще более важная задача: разоблачить «фальшивый мир Рублевки». При чем сделать это с помощью книги Оксаны Робски. Очень «гармонично» должно выйти.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Алита: Боевой ангел
Дублированный трейлер
Человек-паук: Через вселенные
Дублированный трейлер
Движение вверх
Трейлер №2
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Рэмпейдж
Дублированный трейлер
5
Дэдпул 2
Тизер №2: Уроки акварели
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×