Сюжет: На протяжении почти 25 лет он держал в страхе весь Сан-Франциско. Общаясь с властями через репортеров, он в своих письмах и шифрах жестоко упрекал полицию в бездействии. «Зодиак» то пропадал на время, то появлялся вновь. Порой полиция начинала сомневаться в том, что за очередным убийством стоял именно тот, за кем они так тщетно охотились, а не какой-нибудь имитатор. Однако и почерк убийств и письма репортерам говорили о том, что «Зодиак» еще не отошел от дел.

Забытый убийца

Самый жуткий ужас, который только можно себе представить — это реальная жизнь. Можно сколько угодно восхищаться оторванными головами, тоннами «натуральной» крови, всякими этими актерскими «штучками» — дрыганьем ноги, перекошенными лицами, потусторонними хрипами и стонами… Но как только видишь документальные кадры из какого-нибудь Освенцима, так сразу и трезвеешь. Страшно не изображение смерти. Страшна смерть. Но только настоящая.

Да собственно об этом и фильм Дэвида Финчера «Зодиак». Он ведь про убийства. И убийц. И тех, кто этих убийц ищет. И про нас с вами, рядом с этими убийцами живущих. Но, отнюдь, не про выпущенные кишки, и разбрызганную по асфальту кровь. Потому что не это главное.

Когда читаешь релиз, смотреть этот фильм большого желания не возникает. И даже фамилия культового режиссера не помогает. А имя киноотца «Бойцовского клуба» — это, знаете ли, не фунт изюма. Однако тот простой факт, что фильм о легендарном и не пойманном убийце по прозвищу Зодиак уже не первый (это третья постановка только за последние два года), и то простое умозаключение, что детективного «садовника» не разоблачат — отпугивал. Ну что это за криминальный триллер, где убийцу не поймали? А это и не детективный триллер. Это фильм-разоблачение.

Первое разоблачение — это разоблачение масштаба. Маньяки представляются нам какими-то исключительными, сверхжесткими типами с экзистенциональными мотивами и нечеловеческой харизмой. Так рассказывали нам в кино и газетах. Так мы привыкли. Но эпохи меняются. Раньше-то кто убивал? Ну, кроме политиков конечно. Джек-Потрошитель — то ли безумный актер, то ли королевский медик, то ли особа королевской крови. В любом случае аристократ. Личность. А мотивы? Это же ни много, ни мало мессия. Исправитель человечества.

Нынешнее время много мельче. Или многолюднее. Серийный убийца, он не потому серийный, что убивает сериями, а потому что спущен с конвейерной ленты современной поп-культуры. Они как малолитражки: многочисленные, одинаковые, с похожей судьбой (мама-папа не любил), и даже способы убийств воруют друг у друга.

Но они на виду. С ними удобно всем: издателям (тиражи), людям искусства (вечная тема, без особых усилий), полиции-милиции (ну как еще героем стать?)… Даже нам с вами удобнее думать о мифических маньяках, чем о шантрапе из соседнего подъезда. Поэтому и говорит в фильме следователь Дэвид Тоски: «За время пока мы искали Зодиака в Сан-Франциско были убиты сотни людей». А репортер Пол Эйвори добавляет: «В Африке каждый день погибает больше людей, чем он убил за три месяца. И про них никто не пишет». Потому что пишут не про убитых. Пишут про убийц. Так интереснее. А жертвы покорно становятся в ряд, что бы стать выгодным обрамлением для «обаятельного» палача.

У Финчера убийца скушен и мелок. Никакой системы, никаких искусно «спроектированных» загадок, шарад и душераздирающих историй из прошлого преступника. Вместо этого — косноязычные письма в редакции газет, зашифрованные «кодом бойскаутов» из детских книг, дурацкие требования носить «пуговицу Зодиака», и немотивированные случайные убийства. Немотивированные, поэтому и страшные. Поэтому и трудно расследуемые. У Финчера поиск Зодиака, это не поединок интеллектуалов. Это грязная, скучная работа, ставящая участников в тупик. Зачем он это делает?

А не зачем. Устал от собственного ничтожества.

Второе разоблачение – это разоблачение себя. Фильмом «Зодиак» Финчер борется не только с «оголливудившимися» в конец киноманьяками, но и с собственным творчеством. Еще бы: «в свет» Финчера вывел самый настоящий маньяк – именно с картины «Семь» началось восхождение Финчера к высотам кино. Тогда, в молодости, Дэвиду Финчеру казалась что смерть и насилие это красиво. За этим стоит нечто большее, чем банальное пробивание башки из девяти миллиметрового Люгера. А вот теперь он понял, что ничего другого, там быть не может. И в «Зодиаке» у Финчера убивают скучно. Обыденно. Очень просто. На память (из киношного) приходит только смерть Бананана в соловьевской «Ассе» — что-то скомканное и неожиданное. У Финчера смерть, это когда прекращают жить. И зритель чувствует это кожей, а не глазами.

Немногословие в кровавых деталях, некоторая прохлада действия и еще мастерское воспроизведение примет времени — вот то, что создает особую атмосферу фильма, делая его почти документальным. Просто удивительно, что фильм прочно завоевывает внимание зрителя, и заставляет его не отрываясь следить за действием, несмотря на то, что обязательных в наше время погонь и перестрелок в нем напрочь нет. Вместо этого Финчер обрушивает на нас россыпь имен, обстоятельств, мест, времен: всего того, в чем безуспешно плутают и главные герои фильма — инспектор Дэвид Тоски и художник Роберт Грейсмит. Сначала зритель пытается угнаться за их догадками и предположениями, пытается сам угадать, кто же на самом деле загадочный Зодиак, но потом понимает: да это же абсолютно неважно. Гораздо интереснее смотреть не куда, а как движутся герои в своем расследовании. «У них нет факса, может, вышлете вы? У нас тоже пока нет факса…» Поистине забавно видеть, как тонет расследование в ворохах бумажной канцелярии, телефонных звонках и коридорах чиновничьего соперничества.

Кстати звучащая в фильме музыка, это отдельный разговор. Маленькая ретроспектива «боевиков» 60-70-х. Поход в аудиомузей мировой поп-музыки. Немного ностальгии, и очень много неподдельного удовольствия.

Фильм хорош. Потому что все в нем хорошо: хорошо играют актеры, работает оператор, художники, гримеры, и постановка сцен хороша, и звук… И хорошо, что убийцу не поймали, а он тихо загнулся в полной безвестности где-то в провинциальной Америке.

Вот только то, что есть на свете люди готовые убивать, ради поднятия собственной значимости — плохо.

Но это уже не кино. Это жизнь.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
3
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×