Рецензия на фильм «Реквием»

Сюжет: Немецкая девушка Михаэла (Сандра Хюллер) выросла в семье, где религия, на пару с матерью семейства, обладавшей скверным характером, организовывала весь жизненный уклад. Последний год школы Михаэла пропустила из-за участившихся приступов эпилепсии. Потом болезнь ненадолго ее отпустила, и девушке все-таки удалось поступить в университет и уехать учиться в город. Родители отпустили ее со скрипом и снабдили серьезным запасом таблеток. Однако когда через какой-то месяц приступы возобновились с новой силой, таблетки не помогли. У Михаэлы начались жуткие видения, она стала слышать голоса демонов. Неведомая сила не давала ей читать молитвы и прикасаться к кресту. Начав жить жизнью обычной студентки, с танцами и лодочными прогулками, Михаэла превратилась в затравленную, потерявшую адекватность эпилептичку. Вскоре ей суждено было умереть во время обряда экзорцизма.

«Во власти демонов и заблуждений»

Исполнительница главной роли, молодая театральная актриса Сандра Хюллер получила за роль Михаэлы «Серебряного медведя». Картина Ханса-Кристиана Шмида действительно во многом держится на ее игре. Хюллер проходит путь от спокойного умиротворения при чтении молитв в начале фильма до неистовой брани в его финале. Ее игра по-театральному интимна, она не содержит в себе экшна и в то же время остается очень выразительной (напрашивается сравнение с игрой Кирсти Стубо, которая только что получила «Святого Георгия» за роль бесноватой в «Опиуме»). Сам фильм, в отличие от «Шести демонов Эмили Роуз» (в основу обоих картин лег один и тот же случай экзорцизма), также лишен «страшной красивости», на которой часто выезжают ленты подобного рода. Своеобразие «Реквиема» связано с тем, что грань между болезнью и демонической одержимостью здесь едва заметна. Очевидно, что натуралистические припадки или живописно показанные мистические видения безвозвратно потушили бы искру фильма. Но режиссерская манера Шмида и игра Хюллер не только не тушат, а раздувают эту искру в настоящее пламя.

Если попытаться выделить собственно режиссерский замысел Шмида, очевидной станет проблема бытия Бога и, соответственно, дьявола. Как сказал в романе Булгакова консультант с копытом: «Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету! Но вы-то верите, что это действительно я?» Можно, разумеется, не верить. И получится все очень просто и грустно: героиня больна эпилепсией, но мать со своим религиозным фанатизмом и священник, слишком быстро вообразивший себя изгоняющим дьявола, сводят ее в могилу. Призывы друзей отправить героиню в больницу или на прием к психотерапевту звучат в таком случае как голос истины, погребенной, к несчастью для Михаэлы, под грузом мнимой религиозности.

В «Реквиеме» есть эпизод, в котором напрямую ставится вопрос веры. Посреди лекции по социальной педагогике профессор спрашивает Михаэлу, намекая на ее опоздание и необходимое уважение к учителю: «во что вы верите?» Героиня стоит у входа в аудиторию, в верхних рядах университетского амфитеатра, а учительский стол расположен, напротив, в самом низу. «В Бога» отвечает Михаэла как-то совершенно неуместно, и весь класс разражается хохотом. «Ну а во что верите вы?» - осведомляется преподаватель у девушки, которая смеется громче всех. «Я? Ни во что». – «В этом и проблема». И в этом действительно проблема. Когда Михаэла приходит к священнику (к кому же еще она могла пойти со своей бедой?) он уверяет ее, что Бог и дьявол – не более чем символы, которые не стоит понимать буквально, и посылает девушку к психологу. А в это время ее мучают голоса и видения. Словно гипнотизируя себя, Михаэла пьет таблетки, которые не действуют. Ее танцы на дискотеке похожи на припадки. Она больше не может читать молитвы. Ее диалог с Богом звучит как ругань: «Черт возьми, ну дай же мне дописать этот реферат!» Все это провоцирует не столько на интеллектуальное осмысление конфликта, сколько на глубокое сопереживание героине, которая, забившись под стол, плачет от страха и бессилия.

Мир «Реквиема» - это тот мир, который открывается глазам Михаэлы. Широко понимаемая субъективная камера. Когда героиня идет по залу в одном из эпизодов, все вокруг нее раскачивается, и можно лишь догадываться, что качается на самом деле она сама. Точно такое же недоразумение происходит и с проблемой религии в фильме. Может показаться, что это сам режиссер отрицательно настроен против пустых догм и обрядов. Но как не предположить, что агрессия в эту сторону – именно взгляд одержимой бесами Михаэлы, для которой распятие и молитвы становятся все более непереносимы? К тому же, возникает вопрос, оставляет ли режиссер хоть какую-то надежду для своей героини. Если да, то надежда только одна – в судьбе святой мученицы Катарины, которая была одержима бесами, боролась с ними всю жизнь и нашла избавление только в смерти. Об этой святой Михаэла помнит вплоть до самого финала, когда на поле, напоминающем лоскутное одеяло, делает свой последний выбор. История от этого не становится менее печальной. Но только так в ней можно обнаружить еще и светлый, спасительный мотив.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×