Рецензия на фильм «Простые вещи»

Сюжет: В жизни анестезиолога Сергея Маслова (Сергей Пускепалис) настала черная полоса. На работе нелады, да плюс права отобрали – приходится ездить на автобусе, да еще дочь из дома ушла, да еще жена снова беременна и твердо вознамерилась родить Сергею сына. А тут новая проблема: пожилой и всеми забытый актер Журавлев (Леонид Броневой). Сергея наняли, чтобы он ежедневно навещал старика и делал ему укол. А Журавлев – совсем не подарок: капризничает, ругается, строит невероятные проекты. Неоднократно Сергей уходит от него, хлопнув дверью. Но почему-то каждый раз возвращается. Как будто видит в своем нелегком пациенте нечто такое, что поможет вернуть утраченный смысл жизни.

«Без наркоза»

Сначала щи. Холодные щи, которые в полном молчании кто-то зачерпывает половником и переливает в банку. Целая вечность холодных щей. Потом герой выходит из дома, садится в машину и едет по питерским дворам. Камеру трясет невероятно. В кадре под разными углами выстраиваются и пропадают обшарпанные стены. К счастью, вскоре машина выезжает на набережную канала и останавливается на светофоре. Мимо идут люди, камера застыла на уровне бампера: видны только туловища. Идет время, идут туловища, где-то за кадром тикает светофор. Наконец, автомобиль снова трогается. На этот раз он едет прямо на нас. И вдруг – о чудо! – начинает звучать музыка. И машина уже не подскакивает на ухабах – она танцует. Ритмично, легко, весело. Мотор завелся. Пролог окончен.

Трудно представить себе что-то более унылое, чем банка холодных щей. И если с этого все начинается – то чем же продолжится? А продолжится в том же духе: стерильной больницей, тесной коммуналкой, шумной пивной… Зритель увидит будни Сергея Маслова. И главное их свойство, трудами Попогребского, в том, что они абсолютно лишены обаяния. Более того: такие будни практически непереносимы. Порой возникает впечатление, что у действий главного героя отсутствует явная мотивация. А ведь это вполне логично: в том контексте, в какой поместил режиссер бедного анестезиолога, совершенно безразлично – каким будет следующее действие. Потому что из этого болота все равно никуда не вырваться. И юмор, который разбавляет тоску «Простых вещей» - всего лишь режиссерская хитрость (как и в случае со «Свободным плаваньем»): способ немного отвлечь внимание от того, насколько все убого в этой предкамерной реальности.

Режиссерская манера Попогребского знакома зрителю по «Коктебелю», который он снял совместно с Хлебниковым. И в «Свободном плаванье», и в «Простых вещах» чувствуется связь с этой картиной, ставшей успешным дебютом для обоих режиссеров. Неторопливость, внимание к мельчайшим шероховатостям фона, отказ от стремления украшать реальность, попытка замереть и прислушаться к току жизни и душевным переживаниям – все эти черты «Коктебеля» оказались свойственны и «Простым вещам». Если Хлебников продолжил в своей картине традицию тихого созерцания, то Попогребский смешал принципы неореализма и Догмы, и превратил свою кинематографическую честность в агрессивный прием, который способен бить зрителю по нервам. Одновременно «Простые вещи» заставляют вспомнить картины Антониони. Герой у Попогребского может стоять на фоне зеленой стены, смотреть в одну точку и пропускать мимо ушей треп коллег, который доносится до зрителя откуда-то сбоку. Сколько это будет длиться – одному Богу известно, но пока смотришь, закрадывается страх, что бесконечно. Или герой просто идет, а на заднем плане пролетают размытые ночные огни. Или стены старого подъезда. Или скамейка во дворе. За неразговорчивого героя вплоть до финала говорит фон – по этой причине слишком навязчивый, переполненный деталями. А в финале фон неожиданно пропадает. То есть еще какое-то время длится это рутинное течение жизни – столько же, сколько надо толстяку на лыжах, чтобы пересечь замерзший пруд. Но вдруг перед нами крупным планом – лица, а позади все бело. И это почти катарсис.

Пару раз за фильм мелькает в кадре фрагмент «Сотворения Адама» Микеланджело: Бог вдыхает жизнь в человека, протягивая руку к его руке: мертвая глина оживает от божественного прикосновения. Это одна из самых милых метафор фильма. Попогребский, судя по всему, все-таки прозаик от кино, и поэтические приемы даются ему со скрипом. Рифмы по большей части достаточно банальны: например, герой присаживается испить водки ровно под соответствующим рекламным щитом. Образный ряд тоже не шокирует глубиной и новизной. Врачи в стерильных масках символизируют холодность и отчужденность окружающих людей. Дым, застилающий героя, призван подчеркнуть его душевную смуту. Звук, который издает аппарат искусственного дыхания, выражает стесненность, неестественность положения героя в мире. И так далее. Тем не менее, эпизоды, в которых нет претензии на символизм, выглядят вполне зрелой работой. Наверняка надолго запомнится сцена в ресторане, где атмосфера передается просто за счет того, что камера фиксирует лица, речь, движения гостей, каждый из которых представляет собой ярчайший типаж. Кстати, в этой сцене Попогребский использует забавный прием: дает характеристику главного героя и его чаяний в рамках тоста, произнесенного грузинским соседом.

«Сотворение Адама», собственно говоря, расшифровывает главную мысль фильма. Попогребский рассказывает историю о том, как закостеневший мир неожиданно начинает разваливаться (отсюда и череда неприятностей главного героя), только чтобы освободить врача Маслова от своих оков. Главным инструментом по преображению бездуховного существования героя становится актер Журавлев, в исполнении великолепного Броневого. Ну а результат духовной трансформации анестезиолога – холод и белизна снега, в противовес белизне стерильных больничных стен. Снег заставляет Маслова очнуться, широко раскрыть глаза и увидеть мир в новом свете, выйдя из своего законсервированного состояния. Этот незамутненный взгляд новорожденного героя настолько заразителен, что от всего фильма в итоге остается очень приятное впечатление. Так что не бойтесь холодных щей! Это лишь преграда, которую нужно преодолеть, чтобы прорваться к сильному и светлому финалу.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Смерть Сталина»
Сталин только умер, а Хрущёв и другие члены ЦК уже бьются за власть; комедия ужасов на материале российской истории.
5
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×