Рецензия на фильм «Персонаж»

Сюжет: Налоговый инспектор Гарольд Крик (Уилл Феррелл) – ничем не выдающийся человек, который похоронил свои мечты и живет однообразной никчемной жизнью. Карен Эйфел (Эмма Томпсон) – напротив, выдающаяся писательница, ставшая жертвой глубокого творческого кризиса: она не знает, как убить своего главного героя… Гарольда Крика. Неожиданно Гарольд начинает слышать в голове женский голос, который пророчит ему скорую смерть. В этот миг жизнь кажется ему уже не столь никчемной. Гарольд влюбляется в симпатичную анархистку Анну (Мэгги Джилленхаал), увольняется с работы и покупает гитару. Но долго ли продлится его счастье? Часы тикают. Карен Эйфел уже пишет трагический финал.

«Гарольд, ты не контролируешь сюжет!»

Самое смешное – это вопрос профессора литературы к испуганному Гарольду: «Вы не рады узнать, что вы не голем?» Конечно, Гарольд Крик рад, что он не голем. Он просто налоговый инспектор, ставший персонажем книги «Смерть и налоги». Только последнее от Гарольда скрывает завеса тайны. Голос в его голове размеренно произносит: «Гарольд еще не знал, что этот путь приведет его к смерти». И налоговый инспектор реагирует так, как среагировал бы на его месте практически любой: «Как к смерти? Когда? Почему? Насколько неизбежно?!» Насколько неизбежно – вот это и есть ключевой вопрос. И он будет решаться на протяжении всего фильма.

Другой важный вопрос: в комедию или в трагедию попал Гарольд Крик. Потому что от этого, как объяснил профессор Гилберт, зависит: закончится история похоронами или свадьбой. Шансы закончится свадьбой у истории есть: совершенно неожиданно Гарольд встречает кондитершу-анархистку Анну. Не смотря на то, что первое письмо Анны, которое она послала в налоговую инспекцию еще до знакомства с Гарольдом, начиналось словами «дорогая империалистическая свинья», герои влюбляются друг в друга. Но писательница Карен Эйфел планирует во что бы то ни стало убить своего героя: это ее фирменный прием. Похоже, Гарольд Крик все же стал персонажем трагедии.

Когда Гарольд слышит о том, что неведомая сила вскоре собирается его убить, он поднимает голову к небесам и начинает проклинать Провидение. Камера взмывает вверх, и мы видим несчастную писательницу, стоящую на краю небоскреба. Еще одно движение камеры – и Карен Эйфел оказывается стоящей на краю стола в своем офисе, в окружении пустых белых стен и сотни бычков в пепельнице. Вот такое оно – Провидение. Доведенная до отчаяния женщина, которая разрывается между мыслями об убийстве (персонажа) и самоубийстве. Вот уж ее часть истории в фильме Марка Форстера – точно трагедия.

Стоит ли говорить об актуальности темы, которую поднял Форстер, сегодня, когда у многих в голове синхронным текстом идут еще не написанные посты в livejournal? Когда народ, погрязший в виртуальщине или, к примеру, в офисной работе, начинает ощущать себя – точно как Гарольд Крик – «персонажем в собственной жизни»? Когда рефлексия заменяет все радости жизни, а сама жизнь норовит принять литературную или киношную форму?

Но, безусловно, стоит говорить о том, насколько тонко Форстер решает поставленную задачу. Он закольцовывает композицию зеленым яблоком, а неизбежной причиной трагедии делает мальчика в велосипедном шлеме (самый обыкновенный мальчик-монстр в лучших традициях «Коматозников»). Он сажает депрессивную писательницу на скамейку рядом с непробиваемой негритянкой Пэнни, под серым дождем, под желтым зонтиком. Он рисует колоритный образ кондитерши (ее отлично исполнила Мэгги Джилленхаал): девушки, у которой друзья – неформалы, на плече – татуировка, а в душе - твердое намерение сделать мир лучше с помощью печенья. А его профессор литературы, которого играет зримо постаревший, но невероятно обаятельный Хоффман, достоин стать в один ряд с продюсером Стенли Мотсом из «Плутовства».

У фильма Марка Форстера, который в 2005 косил зрительские ряды на редкость нудной социальной драмой (или сказкой) «Волшебная страна», есть главное: остроумие. Остроумие в идее, в диалогах, в актерской игре и в работе оператора. Это настолько неожиданно, что фильму прямо с ходу хочется простить все, к чему можно было бы придраться. И несоответствие (даже учитывая интригу: комедия-трагедия) между игрой Томпсон, которая словно вжилась в роль античной Медеи, и игрой Феррелла, которого мы видим в амплуа Билла Мюррея формата «Дня сурка». И затянутую концовку, когда сюжет зависает, точно теннисный мяч, между хэппи-эндом и возможной трагической развязкой. И фарсовый финал романа «Налоги и смерть», в стиле рассказов Драгунского: мол, герой спасает мальчика из-под автобуса (впрочем, если видеть в этом режиисерскую иронию - все нормально).

Все это недостатки не настолько существенные, чтобы испортить впечатление от картины. Во всяком случае, далекие от тривиальности диалоги и почти экзистенциальная идея фильма перевешивают все возможные минусы. История, не смотря на некоторые слабые места, способна и удивить, и заставить задуматься. В одном из эпизодов неожиданно появляется экскаватор и по ошибке начинает сносить не тот дом. И все это – только для того, чтобы герой Хоффмана мог сказать: «Нет, Гарольд, ты не контролируешь сюжет!» А кто контролирует сюжет вашей жизни?

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Телохранитель киллера
Дублированный трейлер №2 (18+)
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
Леди Макбет
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Одаренные*
Трейлер №2
1
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Звездная история для Оби-Вана
Вселенная «Звездных войн» пополнится историей наставника Энакина и Люка Скайвокеров Оби-Вана Кеноби
17
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
9
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×