Рецензия на фильм «Не хочу спать одна»

Сюжет: Молоденькая официантка Чи не хочет спать одна. Приподняв угол циновки, она наблюдает сквозь щели в полу за своей хозяйкой. А та втирает крем в кожу парализованного юноши и тоже не хочет спать одна. И не хочет спать один бедный рабочий Раван, тем более, что недавно он нашел на улице прекрасный матрас, сам его отмыл и постелил в своей комнате. Вместе с матрасом Раван нашел избитого парня Сяо-кана (Ли Кан-Шен) и привел его к себе. Сяо-кан долго не мог оправиться от побоев, а Раван все это время нежно за ним ухаживал. Но вот его гость очнулся от забытья и смог самостоятельно выходить на улицу. И вдруг оказалось, что фантазии героев устремлены к нему одному, именно с ним они хотят спать. Как странный цветной мотылек, он перелетает от Равана к Чи, от Чи – к ее хозяйке. Из задымленного города, в котором одиночество властвует над поступками людей и владеет их молчанием, Сяо-кан уводит героев в смутный сон, туда, где никто не будет один.

«Когда спящий проснется»

В предыдущей картине Цай Мин-Ляня, яростном и ярком порно-шоу «Капризное облако», опрокинутый мир будущего страдал от засухи и распадался на арбузные дольки. В «Не хочу спать одна» режиссер сменил ракурс: вместо того, чтобы показывать будущее, он показывает дно современности. Герои нового фильма Цай Мин-Ляня принадлежат к низшей прослойке общества, населяющего Куала-Лумпур: у некоторых из них нет денег, у некоторых – работы, у некоторых – дома. Но у каждого есть его тело – тюрьма без окон и одновременно – единственное средство взаимодействия друг с другом. Запертые в собственных телах, они блуждают впотьмах, надеясь однажды наткнуться на другое тело, которое можно будет обнять, погладить, уложить с собой на матрас. Эти блуждания в фильме Цай Мин-Ляня складываются в тихий, медитативный танец, словно захлебнувшийся дымом мир убаюкивает сам себя.

Цай Мин-Лянь использует почти бергмановский прием, вводя в свою картину двойника главного героя – парализованного юношу в квартире хозяйки кафе. Сяо-кан, избитый шарлатанами на улице Куала-Лумпура, медленно оживает в комнате Равана. А в это время девушка по имени Чи ухаживает за его двойником, который не способен даже шевельнуться, отвечая на ее заботу. Фильм начинается с длинного кадра, в котором мы видим героя, неподвижно лежащего на постели. Ничего не происходит, из радиоприемника доносится женская ария. В последствии режиссер укажет зрителю на жестокий контраст между обездвиженностью героя и агрессивными движениями Чи, которая будет кормить его, умывать, натирать кремом и душить одеколоном. И при этом ненавидеть его за то, что он – только тело, лишенное движения и безнадежное. «Не хочу спать одна» - история преодоления неподвижности и обретения надежды. Именно поэтому все нити сведутся к Сяо-кану, который после болезни смог пошевелиться и встать, смог на желание ответить желанием.

В фильме «Не хочу спать одна», в отличие от «Капризного облака» почти нет провокационных сцен – ни порнографии, ни эротики. В нем есть красивая печальная нежность, особенно ощутимая в ухаживаниях Равана за своим выздоравливающим другом. Тем не менее, правительство Малайзии подвергло фильм купюрам, с которыми режиссер не спешит соглашаться. Одним из кадров, которые цензурный совет Малайзии счел недопустимыми к показу, стал тот, где оба героя стоят спиной к камере в углу уборной. Только что Раван помог Сяо-кану стянуть джинсы, и теперь, обнимая его за пояс, смотрит в окно. Линии тел обоих мужчин, мягкий контраст цветов, расцвеченная солнцем поверхность обшарпанной стены, на фоне которой они стоят, - все это создает такую наполненность кадра, от которой перехватывает дыхание. Кстати, именно этот кадр стал одним из постеров к фильму в России.

Длинные планы, как всегда у Цай Мин-Ляня, и сумеречная цветовая гамма, периодически разрушаемая яркими вкраплениями, создают сложный ритм фильма, подобный медленному колебанию воды. Композиционный центр здесь – темный водоем в заброшенном здании. Над его поверхностью торчат строительные обломки, клубится туман, порхает, рискуя намочить огромные крылья, цветная бабочка. И где бы ни находились герои – дома, в кафе или на улицах ночного города, они чувствуют на себе магнетическое притяжение этого странного бассейна, который скрыт от посторонних глаз бетонными стенами. Поверхность вещей в фильме предстает полупрозрачной, условной, доступной для проникновения за пределы. Это и розоватый полог вокруг кровати Равана, где тот будет бросать жаркие взгляды на своего гостя. И пол в комнатушке Чи, через щели которого она станет подглядывать за хозяйкой. И рваный матрас, который становится для Равана символом новой счастливой жизни: жизни, в которой не придется спать одному. Герои перемещаются среди этих зыбких поверхностей до тех пор, пока город не заполняется дымом. Тогда они надевают защитные маски на лица (а на самом деле – расстаются с масками) и отправляются на берег черного озера. Чтобы шагнуть за край отчаяния и желания, и уснуть, покачиваясь на темных волнах.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
11
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×