Рецензия на фильм «Самый главный босс»

Сюжет: Равн (Петер Ганцлер), владелец небольшой датской фирмы, десять лет морочил голову своим сотрудникам рассказами о «самом главном боссе». От его лица Равн принимал жесткие и несправедливые решения, от его лица вел с коллегами переписку по электронной почте, и вот теперь, снова от его лица, он продает свою фирму исландской компании. Но исландские партнеры требуют личной встречи с «самым главным боссом». Как же организовать эту встречу, если никакого «самого главного босса» не существует на самом деле? Равн решает нанять актера Кристоффера (Йенс Альбинус), который бы исполнил роль верховного начальника. Сначала все идет гладко, но постепенно актер начинает понимать, какую незавидную роль ему приходится играть в этой истории. С помощью своей подруги-юриста Кристоффер пытается изменить финал спектакля, в который превратилась сделка с иностранными покупателями.

«К нам едет ревизор!»

Кто такой самый главный босс? Господь Бог, государство, директор IT-компании или, возможно, сам Ларс Фон Триер? А может быть, этакий высоконравственный Хлестаков, стремящийся к саморазоблачению? Датский режиссер, постоянно находящийся в интимном кино-общении со зрителем, в очередной раз делает невинное лицо и словно говорит: понимай, как знаешь. Новый фильм Триера – комедия про датский офис. В основе сюжета – мистификация под кодовым названием «Самый главный босс». Директор фирмы, занимающейся информационными технологиями, придумывает «самого главного босса», чтобы от его лица принимать непопулярные решения. Но вот наступает время предъявить сотрудникам и партнерам этого мифического персонажа, на чьей совести уже накопилось столько тяжких грехов, что остается неясным, как земля его до сих пор носит. В роли «самого главного босса» предстает неудачливый, но чистый сердцем актер Кристоффер. Он преклоняется перед драматической школой Гамбини (чье реальное существование так же призрачно, как существования самого главного босса), а создателя национального норвежского театра, Генрика Ибсена, величает придурком. Что нимало не трогает режиссера всего действа, циничного директора компании Равна, и вводит в некоторый ступор остальных сотрудников этого горемычного офиса.

Борец с косностью жизни и искусства, Триер вновь отказывается от исчерпавших себя приемов, вновь ищет, чем задеть и удивить зрителя. Он прибегает к жанру комедии и проявляет при этом, в свои 50, непосредственность ребенка, готового смеяться над шутками, которые взрослые давно отнесли к сфере дурновкусия. При этом нити, с помощью которых этому режиссеру всегда удавалось манипулировать зрительскими эмоциями, по-прежнему остаются в его руках. И поэтому зал даже не смеется, а просто ржет в голос, когда бедняжка Метте с визгом отскакивает от включившегося принтера, а круглолицый и румяный датчанин в приступе деревенской меланхолии дает собеседнику кулаком в нос.

Помимо жанровой новизны, «Самого главного босса» отличает интересная технология монтажа, вносящая в построение картины элемент случайности. По-умному это называется automavision (компьютер, согласно заданным параметрам, сам выбирает каждый следующий кадр из нескольких вариантов), но для зрителя это просто непредсказуемая смена кадров, заставляющая периодически вздрагивать и глупо моргать. Резкие монтажные переходы Триер применял и прежде (и на этом приемы, используемые в фильмах «Догмы», явно не исчерпывались), но здесь он впервые отказался от контроля за построением кадра в пользу компьютера. Ход, на сто процентов вписывающийся в концепцию нового фильма, где самый главный босс предстает фигурой иллюзорной и управляет всем руками помощника, от которого сам получает указания.

«Самый главный босс» снят на датском языке, с датскими актерами и с шутками про исландцев, «Эдду» и Ибсена. Контекст выглядит предельно узким, специфически датским, максимум – скандинавским. Но эта кажущаяся узость выполняет ту же функцию, что нарисованные мелом дома в «Догвиле». Оставаясь смешной историей про интриги в IT-компании, «Самый главный босс» предлагает безграничные возможности для обобщений. Маленькая мистификация в каждый момент времени может пониматься как мистификация вселенского масштаба. А Ларс Фон Триер предлагает смеяться – и над датчанами, и над исландцами, и над офисными работниками, и над актерами, и над философами, углядевшими в «Боссе» универсальную схему мироздания. И даже над самим Ларсом Фон Тиером, если только в карнавальной путанице ролей кому-то удастся до него добраться.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Над глубиной: Хроника выживания
Дублированный трейлер
Мама!
Трейлер
Охранник
Дублированный трейлер
Призраки Исмаэля
Дублированный трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
15
Первому игроку приготовиться
Трейлер с Комик-кона
3
Лига справедливости
Трейлер с Комик-кона 2017
3
Сверхлюди
Трейлер №2
3
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Миссия под угрозой срыва
После неудачного исполнения Томом Крузом трюка на съемках «Миссия: Невыполнима 6», премьера фильма может быть перенесена
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
XXV фестиваль «Окно в Европу»: Победители
В выборгском замке проходит церемония награждения победителей XXV фестиваля российского кино «Окно в Европу».
Киноправда?! | О фильме «Путевка в жизнь»
Рассказ о фильме «Путевка в жизнь» — первого советского блокбастера.
по комментариям
Плохие новости для Бэтмена
Warner bros., возможно, откажется от продолжения линии престарелого Бэтмена в киновселенной DC.
10
Уидон переснимает «Лигу справедливости»
Джосс Уидон, пришедший на смену Заку Снайдеру на пост режиссера «Лиги справедливости», не удержался.
5
Бонда осталось ждать два года
Двадцать пятый фильм об агенте британской разведки под номером 007 Джеймсе Бонде выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
4
Режиссеры о фильмах XXV фестиваля «Окно в Европу»
В Выборге проходит юбилейный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Интервью с режиссерами основного конкурса
2
Нейромантичный Терминатор Миллера
Режиссер «Дэдпула» Тим Миллер возьмется за экранизацию «Нейроманта», но прежде закончит с новой серией «Терминатора»
2
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×