Рецензия на VHS «Божественное вмешательство»

Режиссер: Элия Сулейман
В ролях: Элия Сулейман, Мана Хадер
Жанр: трагикомедия
Выпуск: Екатеринбург Арт
Оценка: 5
«Настоящее кино» рекомендует!

Пограничным, психологами называется состояние между психическим расстройством и относительной нормой. Большинство из нас прибывают в нем постоянно, не важно идет ли речь о границах условных или более чем реальных, как в фильме Элии Сулеймана «Божественное вмешательство».

Он — палестинец из Иерусалима, она — палестинка из Рамаллы, между ними КПП израильских войск. Они встречаются у пограничного пункта и молча сидят в машине, держась за руки — реалии военного времени.

Ближневосточная проблема давно перестала быть частным делом Израиля и Палестины, но фильм не об этом, вернее не только об этом. «Божественное вмешательство» прежде всего картина о современном мире, о человеке в нем, в чем-то созвучная «Постороннему» А.Камю. В картине сюжет практически отсутствует, хотя можно выделить две основные линии — взаимоотношений главного героя со своей возлюбленной и умирающим отцом. Ткань фильма составляет множество деталей и персонажей, большей частью совершающих магические рутинно-обыденные ритуалы — кто-то выбрасывает мусор, кто-то разжигает костер у себя во дворе…Преобладающие общие и средние планы, нехарактерная для кино композиция кадра, более присущая современной фотографии. Минимум диалогов — общение со зрителем осуществляется большей частью посредством визуальных средств. Сцены-ловушки. Например, отец главного героя изо дня в день садится за стол и просматривает почту. И, кажется, что «новый год приходит годом старым, и ничего не может изменится», как поют «Ночные снайперы». Но однажды происходит нечто, прерывающее этот круг бытия, нарушающее привычную событийную цепочку.

Элия Сулейман не рисует в своем фильме ужасы военных действий, но война незримо присутствует в каждом кадре — взорвавшийся танк, перестрелки, драки на улицах, солдаты в полной боевой амуниции.

Хочется отметить потрясающую энергетику эротического напряжения сцен, когда главные, в общем-то, герои Он и Она, сидят в машине, всего лишь держась за руки. Подобное удавалось лишь немногим, например, Вогу Кар-Ваю в «Любовном настроении». Темп «Божественного вмешательства» размеренный, как приличествует восточной притче, срывающийся времена на агрессивно-клиповый монтаж, сопровождающийся модной ныне этно-музыкой в духе Рanjaby MC.

Э. Сулейман ловко оперирует метафорами и художественными образами. Один из самых сильных моментов фильма — снятая в стиле уже изрядно навязшей в зубах «Матрицы» сцена расправы палестинки над израильскими боевиками. Опровергая тезис, что у войны не женское лицо, Сулейман запечатлевает застывшую в воздухе женщину-убийцу, раскинувшую руки подобно гигантской статуе Иисуса Христа, возвышающейся над Рио-де-Жанейро, увенчанную терновым венцом свинцовых пуль.

«Божественное вмешательство» обвиняли в антиизраильской направленности, из-за чего возникли проблемы с участием в конкурсе Каннского фестиваля. Но фильм никак нельзя назвать идеологизированной политической агиткой. Основная его тема все-таки, как уже говорилось выше, человеческие отношения, а израильтяне в фильме изображены скорее иронично-саркастически.

Съемки ленты проходили во Франции, во что трудно поверить, настолько правдоподобно ближневосточным выглядит антураж — петляющие дороги, налепленные друг на друга маленькие, облепившие холмы домики, без которых не было бы фильма, его атмосферы.

Элия Сулейман выступил в «Божественном вмешательстве» в трех эпостасях — режиссера, сценариста и исполнителя главной роли. Свой первый фильм Сулейман снял в 1990 году. В начале творческой карьеры занимался документалистикой. В 1996 году выпустил свой первый игровой фильм «Хроника исчезновения», за который получил приз Венецианского фестиваля как лучший дебютант.

Его новая картина также не осталась без внимания кинематографического мира — приз жюри в уже упомянутых Каннах, несколько наград фестивалей рангом пониже, хотя в широком прокате фильм особым успехом, к сожалению, не пользовался. В российский видеопрокат лента вышла в серии «Культ Кино с Кириллом Разлоговым».

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
по комментариям
Рецензия на фильм "Скиф"
"Скиф": российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
"Паддингтона" подвинули ради "Скифа"?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×