Рецензия на фильм «Червь»

Стараниями отца Сергей был воспитан «настоящим мужчиной», однако соответствовать благородному идеалу в современной России – оказалось делом странным. Сергей работал на спецслужбы, бороздя просторы Интернета, и за время своей работы многим успел причинить вред и основательно порушить жизнь. Делать это ему позволяли остатки отцовского воспитания – желание служить своей стране, быть полезным, доказать свою силу и ценность. Однако в конце концов его настигло разочарование, которое заставило Сергея с треском вырваться за рамки системы и удариться в бега. Позади у него – неотступная и безжалостная погоня. А впереди – целый мир, с разными людьми, характерами, судьбами, среди которых затерялся один, доселе совсем неведомый человек: он сам.

«Обретение души»

Фильм Алексей Мурадова открывается примечанием: «Червь – разновидность компьютерного вируса, который направлен не на уничтожение информации, а на ее несанкционированное использование». Это небольшая подсказка, которую дает режиссер, словно бы сразу предупреждая: без подсказки вам не обойтись… «Червь» - это фильм-загадка. Пересказывать его можно на разные лады, но все эти вариации будут одинаково далеки от истины. Дело в том, что сюжет тут – совсем не главное. Гораздо важнее – то сомнение, которое фильм поселяет в зрителе. Сомнение в том, что стены непроходимы, а собственный маленький мирок – безопасен и защищен. Мурадов создал почти материальный образ червя, опровергнув идею нерушимости любых границ. В этом смысле «Червь» ближе к психологическому фильму ужасов, чем к детективу, за который его подчас пытаются выдать. Впрочем, никакого определенного жанра у картины нет, и это явно входит в режиссерский замысел.

Пространство фильма как будто дышит и вибрирует перед глазами: эпизоды вторгаются один в другой, время и место действия расслаиваются, герои меняют обличия… Сам зритель на время просмотра превращается в червя, вкручиваясь в многослойную почву этой картины. А слоев, если вдуматься, три. Первый – связанный с детством героя: черно-белая, четкая история, с фигурой отца в центре и с акцентом на силу, прямоту, честность и веру в будущее. Вторая – ситуация путешествия Сергея по России, которое справедливее было бы назвать бегством. Судя по всему, глобальное разочарование, опустошение – толкнули Сергея на то, чтобы уйти в бега. На своем пути он встречает людей, в которых на время перевоплощается (то самое «несанкционированное использование»), чтобы пойти дальше и на следующем повороте вновь сменить маску. Убежав, кажется, на край света, Сергей поселяется в доме, где из окна каждый день наблюдает спортивные тренировки молодой женщины. Эта героиня – сильная, закаленная, бескомпромиссная и молчаливая, символизирует саму суть Сергея, воспитанную в нем еще в детстве. Тот стержень, который недавно оказался поломан. Спортсменка привыкла никогда не проигрывать, но однажды ночью она оказывается побеждена и тяжко избита. После этого происходит их встреча с Сергеем, обретение героем своей души, которой он поможет ожить. И так фильм переходит к третьему пласту – к финальному мотиву, когда вина кажется искупленной, ошибки остаются позади, а впереди ждет настоящее (больше не виртуальное) море. Бушприт для корабля – крылатая женщина, упирающаяся грудью в морские ветра – это и есть итог путешествия Сергея. Его душа сбросила с себя все грязные путы, освободилась, обнажилась и в то же время приобрела наконец-то форму!

Картину Мурадова – единственный российский фильм на основном конкурсе Кинофестиваля – не стыдно ставить в ряд с австрийскими, итальянскими, французскими участниками. Глубиной замысла и оригинальностью его воплощения «Червь» явно превосходит некоторые и них. Время снова задаться вопросом, который прозвучал на пресс-конференции с жюри фестиваля уже неделю назад: в последние годы Россия победила на ММКФ два раза подряд. Стоит ли ей рассчитывать на третий? Скоро станет ясно.

3030

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
Гоголь. Вий
Трейлер
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
Гоголь. Вий
Трейлер
1
0
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
по комментариям
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×