Братья Гримм | Таинственный лес

История создания, возможно, самого масштабного фильма Терри Гиллиама волею судеб растянулась на четыре с половиной года. За это время произошло достаточно самых невероятных и неожиданных событий, способных соперничать по части занимательности с сюжетом картины.


Внимание! Полную версию этой статьи вы можете прочитать в девятом номере журнала «Настоящее кино», (в продаже с 23 июня).


Первое упоминание «Братьев Гримм» датируется 14 февраля 2001 года, но в нем еще не было и намека на то, что этим фильмом будет заниматься Терри Гиллиам, а потому прошла эта информация почти незамеченной. Итак, газета «Variety» сообщила, что сценарист Эрен Крюгер, известный по таким фильмам, как «Дорога на Арлингтон» и «Крик 3», может получить более миллиона долларов за сценарий фильма «Братья Гримм» студии MGM, если проекту будет дан зеленый свет.

Видимо, отмашку Крюгеру все же дали, ибо в октябре 2002 года проект вновь всплыл на поверхностность. Именно тогда, окончательно уверившись, что экранизации романа Рафаэля Сабатини «Скарамуш» не суждено состояться, Терри Гиллиам с тяжелым сердцем закрыл проект и объявил о том, что начинает работу над новым. Им стала вымышленная история похождений знаменитых сказочников, братьев Якоба и Вильгельма Гримм, продолжающая сказочную линию, начатую режиссером «Бандитами времени» и «Приключениями барона Мюнхгаузена». Продюсерские функции взял на себя Чарльз Роуэн, с которым Гиллиам работал над созданием «Двенадцати обезьян».

В ноябре Гиллиам сообщил, что намерен в течение ближайших двух месяцев закончить кастинг и утрясти бюджет, что поможет достаточно точно определить график дальнейших работ. А еще через месяц Гиллим уехал в Прагу выбирать места для съемок.

В конце февраля 2003 года «Variety» сообщила, что на главные роли в фильме утверждены Мэтт Дэймон, Хит Леджер, Робин Уильямс и Джонатан Прайс. Дэймону и Леджеру достались роли соответственно Вильгельма и Якоба Гримм, Уильямсу и Прайсу – злодеев Кавалди и Делатомба. Бюджет так и не был окончательно оговорен, ибо коррективы в него внес приход Дэймона, чей стандартный гонорар резко вырос после съемок в «Идентификации Борна». Кроме того, Мэтт успел договориться со Стивеном Содербергом о съемках в «Осведомителе» для Warner Bros. и Питером и Бобби Фаррелли о съемках в «Застрял в тебе» для FOX. Взвесив все «за» и «против», начало съемочного периода «Братьев Гримм» назначили на июнь.

Съемочный период был ограничен семнадцатью неделями – с тем, чтобы начать в июне и закончить в октябре. Таким образом, был, наконец, определен бюджет в 75 миллионов долларов – рекордная цифра для MGM. Студийное начальство всерьез опасалось того, что Гиллиам как обычно не сможет уложиться в отведенные ему средства, а потому назначило специального человека – исполнительного продюсера Джона Шофилда («Враг у ворот»), – которому было поручено следить за расходами съемочной группы. Двух ее членов назвали уже тогда: ими стали оператор Никола Пекорини («Страх и ненависть в Лас-Вегасе») и художник Гай Дьяс («Люди Икс 2»). Также просочилась информация о том, что продюсеры ведут переговоры с Николь Кидман с целью привлечь ее для работы над небольшой, но значимой ролью в фильме.

11 июня поступила самая впечатляющая новость. В финальном списке задействованных в ленте актеров отсутствовал Робин Уильямс! Частное мини-расследование помогло установить, что Уильямс связан обязательствами по другому проекту – фантастической драме «Окончательный монтаж», – и вместо него на роль Кавалди приглашен Питер Стормаре, которому вместе с остальными актерами надлежало приступить к работе уже 30 июня.

Первым местом съемок фильма стал замок Кривоклат, который закрыли для посещения туристов с 26 июня до 3 июля. Далее съемочной группе следовало переместиться на студию Barrandov, где для нее был подготовлен дремучий лес с огромными валунами и ручьем. Лес, естественно, был декорацией, и ее создание потребовало около семисот деревьев, а также несколько грузовиков камня, песка и щебня. На территории студии была выстроена окруженная лесом средневековая деревня из двадцати пяти жилых домов и других построек, включающих необходимую для сюжета церковь. Потом съемки были запланированы на Востоке Чехии (Хруба Скала), Западе (Кутна Гора) и центре страны (Ледеце, где было решено снимать уличные сцены).

Лишь в день начала съемок, 30 июня, появилось подтверждение того, что Робин Уильямс действительно не будет участвовать в съемках фильма. Также стало известно, что с Кидман договориться не удалось, и камео-роль королевы все еще вакантна. Сценарий был закончен, благодаря совместным усилиям Эрена Крюгера, Терри Гиллиама и Тони Гризони, хотя официально у фильма лишь один сценарист – Крюгер.

3 августа, когда съемки шли уже пять недель, стало известно, что на роль Королевы приглашена Ума Турман, а на роль, которая должна была стать для Робина Уильямса второй (была такая идея, что актер сыграет две роли сразу), – чешский актер Томас Ханак. Всех фанатов Гиллиама порадовали известием о том, что режиссер везет дневник съемок, который по их окончании будет дополнен и отредактирован Бобом МакКробом и выпущен в свет ко дню премьеры фильма.

25 сентября киноманов ошарашили еще раз, сообщив, что и Ума Турман не сможет сыграть Королеву, а потому к съемкам в срочном порядке присоединилась Моника Беллуччи. Выбор на одну и ту же роль столь разных по внешним данным и стилю игры актрис, как Кидман, Турман и Беллуччи, несколько обескураживал, выдавая не слишком четкую прорисованность образа Королевы, но, в конечном итоге, главное, что актриса нашлась, да еще такая, которая сможет привлечь на фильм дополнительную зрительскую аудиторию.

Но как бы ни была сложна ситуация с неоднократной сменой актеров, самая нелепая история произошла с оператором Николой Пекорини, который разругался с Бобом Вайнштейном, приехавшим в Прагу с инспекцией, и был уволен. Так случилось, что об этом почему-то никто не сообщил, и выяснить, когда это точно произошло, так и не удалось. О том, что за камерой работает Ньютон Томас Сигел, оператор на таких визуально впечатляющих фильмах, как «Обычные подозреваемые», «Падший», «Три короля» и «Люди Икс, 1-2», «Признания опасного человека», стало известно лишь 15 ноября – за неделю до намеченного окончания съемок.

Съемки были завершены 27 ноября 2003 года, после чего Терри Гиллиам отправился в Лондон, где намеревался осуществить все этапы post-production. Премьера была назначена на 19 ноября 2004 года, и у режиссера было более чем достаточно времени, чтобы смонтировать отснятый материал и сделать все, что он хотел.

20 апреля был проведен первый test screening фильма, и результаты удовлетворили даже крайне строгого к себе Гиллиама. Тем не менее, 14 мая случилось самое неожиданное, что можно было только ожидать. MGM приняла решение отказаться от своего участия в картине и, соответственно, отдала мировой прокат, ответственность за который по контракту лежала на ней, студии Miramax. Правда, продиктовано это решение было не неудовлетворенностью боссов студии увиденным на первом просмотре, а сложным финансовым положением MGM. Официальная версия гласила, что студия отказалась из-за загруженности собственными проектами («Ужас Амитивилля», «Бонд 21»).

26 мая стало известно, что музыку к «Братьям Гримм» вызвался написать Горан Брегович, известный по совместной работе с Эмиром Кустурицей. Но 22 июня в одном из интервью Терри Гиллиам сказал, что писать музыку будет все-таки не Брегович, а итальянец Дарио Марианелли, у которого за плечами – почти два десятка лент, но нет пока ни одной известной. Тогда же было сообщено, что премьера картины перенесена на февраль 2005 года. О причины переноса оставалось только догадываться.

Так или иначе, в течение августа дата премьеры изменилась еще дважды – сначала на апрель, а потом на ноябрь 2005-го. Иными словами, премьера сдвинулась ровно на год. Зная импульсивность и взрывной характер Гиллиама, не трудно догадаться о том, что он переживал в это время. В конце концов, он был вынужден махнуть рукой и заняться малобюджетным канадо-британским фентэзийным проектом «Земля приливов» («Tideland»), фактически приостановив работу над «Братьями Гримм». Реально Гиллиам в течение полугода не прикасался к «Братьям Гримм» и вернулся к ним только, когда закончились съемки «Земли приливов» – в январе 2005-го.

В начале февраля 2005 года фильм получил новую дату американской премьеры – 29 июля, и рейтинг PG-13. Возрастной ценз ограничивали насилие, пугающие сцены и моменты, непонятные для детей.

В начале мая Харви Вайнштейн сообщил, что намерен показать 20-минутный фрагмент фильма на Каннском фестивале 13 мая. При этом он заявил, что лента выйдет под маркой его нового лейбла WeinsteinCo, а не Dimension, как изначально предполагалось. Причины этого вполне очевидны.

В конце концов, дата американской премьеры была назначена на 26 августа. К счастью, Харви Вайнштейн объяснил причины столь долгой задержки, тем самым, развеяв вполне обоснованные подозрения, что с картиной что-то не так. Теперь можно, наконец, расслабиться и коротать время, перечитывая богатое творческое наследие Якоба и Вильгельма Гримм.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю / № п/п | название видеоролика
по комментариям
* за прошедший месяц / № п/п | название фильма | кол-во комментариев
по просмотрам
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
Гильдии продюсеров и актёров определили фаворитов «Оскара»
Выходные окончательно распределили основных фаворитов предстоящего «Оскара».
по комментариям
Рецензия на фильм «Скиф»
«Скиф»: российский люто-экшен в лучших традициях азиатских мясорубок: ничто не остановит превратившегося в зверя героя.
13
Рецензия на фильм «Большая игра»
Аарон Соркин пригласил Джессику Честейн сыграть в «Большой игре» хозяйку самой крупной в мире игры в покер.
4
Рецензия на фильм "Тёмные времена"
Гэри Олдман вполне может получить «Оскар», но не столько за "Тёмные времена", сколько за совокупность предыдущих работ
2
«Паддингтона» подвинули ради «Скифа»?..
За день до намеченного выхода в прокат фильм "Приключения Паддингтона 2" передвинули на две недели.
1
* за прошедший месяц
© COPYRIGHT 2000-2016 Настоящее кино | Обратная связь | Размещение рекламы
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.Filmz.ru и сохранении авторства | Главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр Голубчиков
программирование Вячеслав Скопюк, Дмитрий Александров, Андрей Волков, Юрий Римский, Александр Десятник | Хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.

Мнения авторов, высказываемые ими в личных блогах, могут не совпадать с мнением редакции.
Партнер Рамблера | статистика mail.ru | Rambler Top100 | LiveInternet

filmz.ru в социальных сетях

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×